Религия как тип мировоззрения
Мировоззрение в современную эпоху
Менталитет и мировоззрение
1.3. Исторические типы мировоззрения
1.4. Мифология как исторически первый тип мировоззрения
В последнее время в отечественной литературе для характеристики духовной стороны существования человека и общества употребляется понятие «менталитет».
Менталитет – устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.
Менталитет включает в себя знания, верования, ценности, стереотипы мышления и поведения. Складывается он под влиянием географических, исторических, экономических, религиозных и др. факторов на протяжении больших периодов времени, поэтому во многом не осознается своими носителями и является очень устойчивым, трудно поддающимся внешним воздействиям. В менталитете явно преобладает историческое над современным, социальное над индивидуальным, бессознательное над сознательным. Говоря о больших массах людей и о больших временных периодах, мы можем употреблять такие словосочетания как «дух эпохи», «характер нации» и т.п.
Приведите примеры менталитетов наций, народностей, религиозных конфессий. Зачем обществу и человеку необходимо изучение менталитета?
«Теоретической» частью менталитета, той, которую можно выразить в понятиях, идеях, является мировоззрение. Это обобщенная модель человеческого мира, способ осознания себя в мире.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого, на свое место в мире.
Если у человека нет своего, самостоятельного мировоззрения, он не способен осмыслить свое место в нем, выбрать цели и направление своей деятельности, легко подпадает под влияние других людей, становится объектом манипуляций. То же самое относится к большим социальным группам, обществу в целом.
В чем выражается манипуляция человека человеком? К чему она приводит? Всегда ли она во вред человеку? Приведите примеры из различных областей жизни.
1. Содержание – картина мира.
2. Способ осознания действительности, построения картины мира (может быть мифологическим, религиозным, философским, научным, обыденным и т.д.)
3. Принципы жизни, определяющие характер деятельности.
4. Идеалы как решающие жизненные цели.
Мировоззрение не равноценно знанию, не заключается только в нем. Это неразделимый сплав знания, нравственности и веры, где каждая составляющая является особой, незаменимой, но в то же время не должна подавлять другие, должна быть удержана в своих границах.
Подумайте, у каждого ли человека есть мировоззрение? В каком возрасте оно складывается?
Какие проблемы, встречающиеся в жизни, вы назвали бы мировоззрен-ческими?
Объясните, что такое «жизненные принципы», приведите примеры. Зачем они нужны?
Что такое «идеал»? Какие бывают идеалы? Зачем они нужны человеку?
Чем идеал отличается от кумира?
Используя свои знания и жизненный опыт, объясните, что получится, если в мировоззрении человека, социальной группы или общества в целом произойдет «перекос» в ту или иную сторону. Какими последствиями это чревато?