double arrow

Лекция №3 27.02.12


Толстой хотел открыть людям тот смысл жизни, который ему самому принес радость и счастье.

"Целью художества несоизмеримы с социальными"- Толстой.

Пишет "Войну и мир", чтобы заставить нас полюбить жизнь.

Вступил в спор со все литературой 19 века.

Жанр "Войны и мир" - роман-эпопея. Двойное название говорит о двойственности произведения. Роман - рассказ-повествование о личной судьбе частного лица, всегда на любовной основе. Главная категория - противоречие, конфликт. Роман показывает разногласия. Эпопея показывает гармонию. В "Войне и мир" любовь приводит к браку, во всей книге торжествует гармония, во всех сферах - в личной, семейной и народной.

Толстой говорит "Что надо делать?": "Нужно понять истинный смысл жизни". Для этого человек должен почувствовать свою связь с бесконечностью" Он изображает два этих состояния - дисгармонию и гармонию.

Пьер стреляется на дуэли, Наташа Ростова изменяет Балконскому, в 12 году возникает особая ситуация - гармония единства, вся нация объединилась перед лицом врага. Сам Долохов просит прощения у Пьера, Андрей прощает Курагина, прощает Наташу Ростову. Он признается ему в любви, и Андрей любит её ещё больше, чем любил.

Можно предположить, что у Толстого: мир в войне, и война в мире.

Как Толстой открываает смысл? во-первых, не в виде окончательного суждения. Смысл жизни - то, что дает человеку гармонию, что дает ему непоколебимое счастье. "Кто счастлив - тот и прав".

Смысл жизни выражает через искания Пьера и Андрея. Открывается постепенно, одному сначала, потому другому. Через разочарования, сомнения, крушения идеалов и обретения новых идеалов . Находят смысл жизни, а потом теряют, находят и теряют. ТО, что в конце находят, это включает всю дорогу, весь путь - это и есть смысл жизни.

Крушение - кризис для человека. Это все благодетельно для человека, благодаря этому человек поднимается выше.

Например. Пьер размышляет о том, что хорошо, а что плохо, что можно любить, а что ненавидеть. Всё, что он видит вокруг - всё пища для размышления. Доходит до самого основания. До вопросов о жизни и смерти. На эти вопросы всегда отвечала религия. Пьер не верит в Бога. Масон возражает ему: "это образ мысли большинства людей, есть однообразный плод лени и невежества".

Толстой показывает истину в словах массона: "истина о Боге человеку не доступна. Постижение Бога - это особая духовная работа". Чтобы познать Бога нужно нравственное совершенство. Бог может открыться только человеку по степени его нравственного очищения. Пьер Безухов приехал на станцию грустный, разочарованный во всем мире, а через 15 минут после разговора с Баздеевым уезжает радостный. Он обретает веру в Богу - надо делать добро. Встречается с Андреем, Андрей его поражает потухшим взглядом.

"Вера - есть сила жизни". У Андрея нет веры, нет и жизни. "Делать добро - единственное счастье жизни" - Пьер. Князь Андрей разбивает его по всем пунктам: "ты лечишь, просвещаешь, зачем ты это делаешь?ты их делаешь несчастными". Оказывается добро делать трудно. "Высшее счастье - стремиться к достижению, надо любить,жить и верить, что будем жить вечно там во всем". На этом Андрей и Пьер сошлись. Только Андрей не верит в Бога, а Пьер верит. Пьер пытается переубедить Андрея, Андрей не принмает: "жизнь и смерть - вот, что убеждает". Толстой считает, что истина открывается человеку не через книгу. В самые решающие моменты герои изменяются благодаря встрече с природой, рождение ребенка, смерть - вот, что учит человека, прежде всего. То, что доступно каждому человеку. Отсюда идет путь к истине. Пьер будет переживать ещё много разочарований. Самое страшное разочарование - это разочарование в жизни и в мире в целом. Пьер видит, как французы расстреливают руси пленных, "в душе была выдергнута пружина...в нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в Бога...". За разочарованием идет обязательно обретение веры. Как он снова обретает смысл жизни. Встречает Платона Каратаева, который возвращает ему смысл жизни. Научил Пьера самому главному. "Пьер долго не спал...и чувствовал, что прежде разрушенный мир снова двигался в его душе". Слушая Храп Платона, мир снова стал двигаться. Платон умел все делать средненько. А самое главное он обладал бесценным свойством - он никогда не чувствовал себя отделенным от общества, чувствовал себя связанным с обществом. Он не боялся поэтому и смерти. Он не говорил прямо: "не боись жизнь". Платон непосредственно передал чувства небоязни смерти. Человек учит тому, что он есть. Платон Каратаев умирает. Но как?За несколько мгновений до смерти: "сидел, прислонившись к березе...в лице его светилось выражение тихой торжественности" Радость, умиление, торжественность - вот с какими чувствами он встречает смерть. Пьер Безухов нашел смысл жизни, когда он страдал, попал в плен. Когда человек начинает понимать, что такое смерть и перестает её бояться, тогда он приобретает смысл жизни. Самое страшное и непереносимое оказалось содержит высшую мудрость.

В "Войне и мире" небо - это бесконечность. В жизни лучших героев Толстого открывается бесконечность, небо, которое открывает им о высшем бесконечном начале. Пьер переживает чувства "надо быть убежденным, что будем жить на том свете". Толстой свтроит рпоизведение так: слова, мысль, а потом событие, которое подтверждает эти слова. Пьер узнал, что в самом деле его душа бесмертна.

Мир, в котором человек обретает бесконечность, Наполеон не может быть великим, который видит счасть в славе и т.д. Для Толстого важна бесконечность. "И все это я" . Наполеон хотел завоевать мир. Пьер не только имел все это, но чувствовал собой все миллиарды галактик. Это чувство великого мистика. Оно доступно только такому человеку.

Линия обретения чувства бесконечность проходит через весь роман. Андрей был счастлив, услышав пение Наташи.

"Если на все вопросы дает ответы религия , то что делать атеистам?" - "умирать"

"Как Толстой относился к атеистам?" "снисходительно, жалел их".


Сейчас читают про: