Лекция №5 12.03.2012 Толстой

Лекция №4 05.03.12

Толстой любит сталкивать разные чувства жизни. Подлинные и неподлинные.

Пьер и Элен, когда их Курагин объявил молодоженами: "Среди тех ничтожных интересов, попало просто чувство стремления..." Такая неподлинная жизнь эта жизнь в политике.

Кульминация Войны и мира - война 12 года. КУльминация в поисках героев смысла жизни и кульминация в исторической судьбе народа. "Война не любезность..."

Андрей уверен, что он постиг последнюю истину. Верил в славу, рахочаровался в ней, занимался политикой, разочаровася в ней. Всё пропало. Смысла нет.

Толстой: "Отчаяние более обманчиво, чем надежда"

Андрею открылась другая истина - христианская. Андрей испытал любовь к Курагину. Андрей понимал, что чем вдумывался в начало вечной любви, тем больше он отвлекался от земной жизни.

Пьер: "было чувство сознания того, что всё то, что составляет счастье людей, есть вздор в сравнении с чем-то великим и неопределимым".

Толстой: "кто мы такие, узнаем, когда будем умирать"

То, как умирает Балконский, показывается в этом высшая мудрость. Как он умирает показывается на окружающих его. "Он чувствовал себя ближе к ней (смерти)". Князю АНдрею нужны не мысли, а очевидность. Ему нужна реальность. Он получил особое знание. Смерть АНдрея убеждает присутствующих в том, что он узнал истину. Не всех. Только Наташу и Марью. "Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали...Обе знали, что это так должно быть и это так и должно быть". Когда Андрей умер, все плакали. Слезы всех были вызваны одним событием, но все плакали по-разному. Только Наташа и Марья плакали не от своего личного..." Подлинность вещей может увидеть только любимый человек. То, как умер Андрей, это и показывает, что он нашел смысл жизни. Через некоторое время умирал Каратаев. "И у него светилась на лице тихая торжественность." Толстой считал, что смерти бояться не надо.

НАПОЛЕОН В "ВОЙНЕ И МИРЕ"

Толстого упрекали за то, что он необъективно отнёсся к Наполеону. Чехов: "только не люблю тех мест, где Наполеон". Толстой объяснял, что дело в неприложных законах искусства. "Я старался писать историю народа" Толстой не мог показать Наполеона как положительного героя, потому что у него другая мерка. Наполеону недоступно счастье, любовь к матери, брату, отцу. Он ничего не любил, кроме самого себя. ВЫсшего счастья обретают люди, которые чувствуют связь с бесконечностью. Для Наполеона же главное мирское - завоевания, власть и т.д Все его завоевания обернулись полной пустотой. Он ничего не получил. Эгоизм - понижение чувства реальности.

КУТУЗОВ В "ВОЙНЕ И МИРЕ"
Толстой: "Простая, скромная, а потому и искренняя,величественная фигура"

Он шел против общего мнения - в этом величие Кутузова. Кутузов: "за 10 французов не отдам ни одного русского солдата". На него давили со всех сторон. Он имел силу,мужество и ясность мысли противостоять всему этому. Кутузов поскорее хотел выгнать французов.

Хотел установить верное воззрение на социальные проблемы, прежде всего, на семью и на взаимоотношения между женщиной и мужчиной.

Вопрос об эмансипации женщины был поднят ещё Белинский. Он был возмущен тем, что Татьяна отказала Онегину. Эта проблема появляется и в "что делать", и в "отцах и детях"(ты ещё предаешьз начение браку). Русское общество отстаивало равноправие мужчины и женщины. Отстаивалось только чувство любовь. Толстой занялся переоценкой ценностей. Выступил против общих мнений. Прежде всего, он взял под защиту не любовь, не чувство любящих, а семью. Толстой видел назначение литературы в том, чтобы открыть нечто новое, неизветсное им, и противоположное тому, что считается несомненным большой части публики. Все общество считало, что нужно бороться за права женщины, что её угнетают. Толстой стремиться показать красоту и добро в банальном и старомодном, и ложь в новом и прогрессивном. Он всё переворачивает с головы на ноги=)). Он возвращается к анализу идеалов эпохи. Идеалы героев Толстого носят не теоретический характер, а практический - те, взгляды, которые они усвоили и живут в согласии с ними. Взгляды эти герои не обсуждают. Рассуждений геров на общие темы не выражают их глубинной сущности людей.

"Он держал при себе мысли только для общественного потребления" - про героя Толстого.

"Вронский незмаетно для себя стал сторонником прогресса под влиянием внешних обстоятельств"

"Он изменял взгляды только тогда, когда большинство их изменяло".

Толстой стремился найти духовный центр современного человека. Герои могут придерживаться самых разных вхглядов, политически отличаться, но суть их неизменна. Толстой нашёл центр. В чем идеал? Жизнь должна быть удовольствием, не подчиненной никаким нравственным законам. Всякое моральное требование - покушение на свободу человека, на его радость и удовольствие. "Но в этом и цель образования из всего сделать развлечение" - Облонский. Толстой согласен с Левиным, что лучше быть диким, чем жить, как образованное современное общество, которое из всего делает наслаждение. Облонский делает всё, что ему приятно. Ему приятно подарить своей любовнице дорогой подарок, он его дарит. ПРи этом он не думает, что он тем самым отнимает у своих детей.

"Вронский не мог поверить тому, что то, что доставляет удовольствие ему, могло быть дурно"

Центр духовной современности - суть людей всех одинакова.

В момент презрения перед самоубийством - всем нам хочется сладкого.

Почему Каренина бросилась под поезд? сладкое любила.

Наслаждение жизнью - это святыня, которой поклоняются в обществе Карениной.

Новый человек покланяется наслаждениям жизни.

Исходя из этого они определяют, что хорошо, а что плохо.

В глазах Толстого вечный соблазн человека - уйти от смерти, прожить легко и с наслаждением.

С точки зрения Толстого такое понимание жизни выхолащивает её, делает легковесной, рано или поздно приводит человека к отчаянию. "Настоящая и серьезная жизнь только то, которая идёт по осознаваемому закону". Сделать наслаждение не согалсуется с правильным взглядом на брак. Все думают, что брак создан для их удовольствия, для их наслаждения. Семья для него - есть основание и рода, и личности, и общего, и индивидуального. Ни общество не может обойтись без семьи, ни отдельный человек. Здесь соединяется общее и частное. Современники не понимали предназначение семьи. Толстой даёт целый ряд взглядов на семью. И все они доказывают, что центральное положение в романе занимает семья. Для Вронского главное в жизни - игра в карты. Для Вронского и его друзей,молодых светских людей, семья - скучное, прозаическое. Очень разные герои, но все они относятся к семье пренебрежительно. И не понимают великого предназначения семьи. ТОлстой говорил, что он любил мысль семейную, когда писал Анну Каренину. Стержень романа - отношения любви - Кити-Левин и Анна-Вронский. Истории развиваются параллельно и разнонаправленно. Кити и Левин от разочарований приходят к спокойному семейному счастью. Анна и Вронский движутся к разочарованию. Причина - различные взгляды на семью. У Толстого судьба главных героев зависима от убеждений, которые сложились бессознательно в детстве. Идеалы героев не становятся предметом их анализа. У Толстого герои не спорят, кто прав, а кто нет, выявляется судьбой. Толстой начинает главу о Вронском и Кити с ключевой фразы: "Вронский никогда не знал семейной жизни". И поэтому он не получил истинного воспитания, которое,согласно Толстому, он получает в семье. Когда он учится не по книгам, а глядя на жизнь своих родителей. "Он не только не любил семейной жизни, но в муже он представлял нечто чуждое, враждебное и смешное". Толстой рассказывает о воспитании героев. О воспитании Вронского и Левина. Это является ключом к их судьбам, семейным, к судьбам их любви. Как Пушкин рассказывал о воспитании Онегина, так и Толстой. Только Толстой видит важнейший фактор в формировании личности - отношение ребенка к матери. Это создает правильное или неправильное отношение к женщине, когда он станет взрослым. "Вронский в душе своей не уважал матери, не любил ее." Не любил, потому что она была светской женщиной, которая имела много связей. Толстой подчеркивает через универсальный прием человеческого мышления - через сопоставление. Когда мы сравниваем чувства Вронского к матери с чувствами Левина к матери. "Для Левина понятие о матери - священное воспоминание, и будущая жена должна была быть повторение того идеала женщины, каковой была его мать". Любовь к матери у Левина сформировала истинное,глубокое, серьезное,правильное отношение к женщине. "Любовь к женщине он не только не мог представить себе без брака, сначала он представлял себе семью, а потом женщину" - о Левине. Общие теоретические взгляды меняются, то убеждение,полученное в детстве, глядя на жизнь родителей, оказывается неизменным. Оно составляет прочное ядро человека. Отношение к семье определяется чувством любви к матери. Роль женщины в обществе не может быть ничем заменима. Толстой был убежден: "человек познает лишь вполне только своей жизнью". Почему Левин был уверен, что счастье достижимо? потому что оно было у него. А значит оно возможно. Какой должна быть семья, как строить отношения между мужем и женой. Левин знал ответы на все эти вопросы. "Такой семья должны быть, в какой он родился. Так надо строить, как строили отец и мать" - Левин. Тяжелобольной бездомный скитающийся Николай,его брат, говорит: "да смотри же, ничего не переменяй в доме, но скорей женись, заведи тоже, что было". Толстой не сталкивает различные взгляды, а как бы взвешивает на духовных весах. У него побеждает тот, кто счастлив. Он приглашает читателей сопереживать одному герою, другому. И стараться сравнить эти чувства, и взвесить их. В романе сткладывается трагическая ситуация после того, как люди находят друг друга, когда они признаются друг другу преград на их пути нет(Вронский и Анна). Центр тяжести в романе перенесен с ухаживаний, томлений на жизнь любовников. Вся поэзия томления и ожидания Толстого не интересует. Ухаживания Вронского за Анной посвящено несколько страниц. У Толстого суть героев раскрывается в совместной жизни.

Любить жизнь по Толстому - это не наслаждения, а любоваться природой.

Вронский и Анна осуществялют идеал свободной любви. Едут в Италию, снимают дворец, но сбывшиеся желания счастья не приносит. ВРонский не мог утолить свой духовный голод. И даже любовь не приносит удовлетворения. Он пытается спастись от пустоты жизни, стремясь к развлечению.

Кити с Левиным уехали в деревню. И жизнь другая, внешне мало привлекательна. Омрачена смертью брата Левина. И эта тяжелая жизнь перевешивает жизнь путешествующих любовников Анны и Вронского. Когда Левин получил письмо от любовницы Николая, он хотел поехать один, Кити захотела с ним. Он вынужден был признать, что Кити знала о жизни больше, чем он. Это и есть незаменимое свойство женщины.

Даже в самые благополучные дни свои Анна не была счастлива. "Я не стою презрения, я именно несчастна"

Толстой опказывает совершенно два разных типа любви. Любовь мужы и жены и любовь любовника и любовницы. В чем разница? вторая любовь связывает, но не соединяет. В основе лежит наслаждение, которое получает каждый. Та любовь, которая связывает мужа и жены, она не самодостаточная, она ради ребенка, ради семьи, она не только связывает, но и объединяет людей. Первая любовь ради высшего, ради детей и семьи. Левин понял, что Кити не только близка, но и он даже не знал, где кончается она, а где начинается она.

Вражда Анны и Вронского - вражда самых близких, в этом и пародокс. Самоубийство - это средство борьбы с ВРонским. Отомстить своей смертью можно только самому близкому человеку. Анна отвечает всем критикам Толстого, которые интерпретируют роман, как роман о свободной любви. "Пусть всё осуществиться, развод, сын мне, и я выхожу за Вронского. А между мной и Вронским какое я придумаю новое чувство? Невозможно".

Вронский знал, что роль человека,приставшей к замужней женщине, роль имеет что-то красивое и величественное, и никогда не может быть смешна. В этом смысле общество потокало её любви, а значит способствовало Анне.

Эпиграф "Мне отмщение, и Аз(я) воздам" Нравственный закон - есть Божественное установление, а потому неотвратим. Бога обмануть нельзя. Закон действует через того человека, который его нарушает. ПОд Аз надо понимать и Бога, и человека, который нарушает закон. Охрана семьи не может быть вручена обществу, так как общество недостаточное. Общество не может защитить семью, а Бог может. В этом суть эпиграфа. Общество потакает любви Вронского и Анны, а осуждает чисто лицемерно. Толстой начинает переживать духовный кризис в это время. Он верил, что счастье найдет в семье, в детях. Когда он заканчивал "каренину", он понял, что это все не может принести счастье. Левин боится ходить на охоту, чтобы не поддаться соблазну, не застрелиться. Толстой пишет будто о себе. Толстой переживает духовный кризис. И все пережитое он рассказывает в "Исповеди".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: