double arrow

А.П Чехов. ДУЭЛЬ


Quot;Что такое искусство?" Л.Н Толстой

Лекция № 8

Лекция № 7 26.03.12

Все радости превращались в нечтожное и гадкое.

Когда Иван Ильич понял, что вся его жизнь пусто, он только тогда подумал: "может я жил не так?"

Но снова отказывается от мысли и тащится к этой жизни. Он не может принять самое простое.

4 недели Иван Ильич боролся со смертью, когда понял, что жил не так.

Страшная мысль открылась внезапно, когда утром к нему пришли и он увидел, что каждое движение и слово других подтверждало то, что все было обман, закрывающий жизнь и смерть. То, что закрывает смерть, закрывает и жизнь. Жизнь и смерть неразделимы. Почему Иван Ильич перестал бояться смерти?

Страх смерти - признак неправильного понимания жизни. КОгда понял, что жизнь "не то", он стал ненавидеть окружающих и своих близких, это ещё больше усилило страдание. Почему он страдал? потому что бессознательно считал, что ближние должны были разделить его страдание, облегчить его. Ему оставалось только кричать от ужаса и боли.

Повесть Толстого отличается необыкновенной концентрацией мысли. У Толстого события происходят через минуту, через секунду. Время плотно сжато.

Происходит событие, которое привело к действию и поступку. Он чувствовал, что мучения его и в том, что он всовывается в черную дыру и он не может пролезть её, так как признавал, что жизнь была его хорошей.

Последние слова Ивана Ильича "КАкая радость". Отчего радость? Он перестал бояться смерти. Радость откуда? Иван Ильич пожалел впервые в жизни. Он соединился с людьми, которых он пожалел. Иван Ильич побеждает смерть и пожалел. Он спасся и избавил ближних от мучения. Он стал уважать себя. Жалость доступно только сильным и богатым. Он оказался нужным этим людям. Он совершил поступок.

Почему Иван Ильич перестал бояться смерти? Ради этого написана вся повесть. Это рассказ о жизни, которая неотрывна от смерти.

1- жизнь должна быть легкой, приятной и привычной. 2 - начинает жить согласно этому принципу 3 - женился, потому что исполнял девиз свой жизни 4 - оказалось женитьба - трудное дело и не согласуется с его принципом жизни 6 - надо отделиться от жены 7 - на службе отделить плохое от хорошего 8 - болезнь 9 - не может понять, что умирает 10 - борется с этим 11 - понял, что умирает 12 - страдает от лжи 13 - чувствует одиночество 14 - "за что мне это?" 15 - ненависть к окружающим, кот не сострадают ему 16 - сын заплакал и поцеловл, он пробудился 17 пожалел 18 перестал бояться смерти.

Мы все знаем через чувства. Смерть знаем через страх. Нет страха - нет смерти.

Писал 15 лет.

Бернард Шоу сказал:..

В этой работе Толстой выписал определения искусства разных ученых, философов(можно не читать)

Начинает с того, что искусству стали предавать большое значение.

На искусство тратится необыкновенно много средств.

Целые жизни тратятся на искусство. Сотни тысяч людей посвящают детство на то, чтобы выучиться вертеть ногами, другие - чтобы перебрать клавишами. Но они вырастают неприспособленными к жизни.

Описывает, как посетил репетицию. Один из жрецов искусства обращается со своими артистами не знамо как: "дуры", "коровы", "что вы мертвые", "ослы", "свиньи". Л.Н продолжает задумываться. Люди все оскорбления терпят.

Толстой думает, что же такое искусство, которе использует такие средства. "трудно видеть такие отвратительные вещи".

Толстой рассказав все это, поставил вопрос. "Что такое искусство? что она дает и что оно может дать"

Получает ответ, что цель искусства - красота. Красота познается наслаждением.

Нашел ответ на то, что такое искусство. Понял, что это неправильное определение икусства. И дает свое определение.

Для того, чтобы понять, что такое искусство, надо отказаться от того, что искусство - это красота.

Дальше он говорит, что икусство состоит в выражении чувств человеческих и заражении этими чувствами других людей. Поэтому его теория называется теорией заражения. Искусство не есть наслаждение. Это средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах. Иначе люди будут "дикими, разрозненными и враждебными".

Дальше говорит, что мы привыкли называть искусством то, что есть на сцене, в муз произведениях, но это все только малая часть искусства(в узком смысле). Вся жизнь пронизана искусством. Первому искусству,в узком смысле, придавалось всегда особое значение. Особая часть искусства,выделенная из общего, это искусство, которое передает религиозное отношение к жизни. Некоторые отрицали искусство, так как оно внушает идеи и чувства помимо его воли. ТОлстой говорит, что это неправильно. Сейчас в новое время люди поступают прямо наоборот. Считают, что любое искусство должно существовать. И то, и другое отношение неправильно. Современное же отношение хуже всего. Как же так получилось, что в древности искусство было средством общения людей, а в новое время искусство стало средством наслаждения. Случилось это по следующим причинам. Оценка искусства зависит от понимания людьми смысла жизни. Определяется благо и зло религией. Человечество движется от низшнего к высшему. То искусство, которое выражало идеалы, считалось хорошим. То, которое выражало идеалы, противоречающие религиозному смыслу, считалось плохим.

У всех народов искусство оценивалось по тому, соответствует ли оно религиозному понимаю жизни или нет.

Говорит о несогласии с церковным учением. Какое главное обвинение церковному христианству? Потому что истинное христианство признает непосредственное отношение к Богу. Церковь создала целую иерархию и поклонение ей. Церковное христианство поставило слепую веру в церковь и в постановлении её. Толстой говорит, что как ни чуждо было это учение христианству, оно для варваров принявших его было учением важным. Но церковное христианство было высше чем язычество. Это была религия и народа, и властей и богатых, и бедных. И так это было до того, пока не явилось сомнение в истинности того понимания жизни, которые выражалось церковным христианством. И вместо веры богатые никакой другой не приобрели. Народ остался при церковной вере. Такое произошло расслоение. Потеряли веру, мерилом хорошего и плохого искусства стала красота.

Дальше Толстой говорит, к чему это привело в итоге. 1)Безверие высших классов европейского мира сделало то, что на месте высшего искусства стала деятельность, имеющая цель доставлять человеку удовольствие. Искусство решилось религиозного содержания. 2) Искусство стало вычурным и неясным. 3)Перестало быть искренним, а стало надуманным. 4)Искусство стало примитивным, которое свелось к выражению 3 чувств: чувство гордости, элемент половой похоти, чувство тоски жизни. Прелюбодеяние любимое дело всех романов.

Искусство становилось исключительнее и исключительне. Вместе с тем все более сложным,вычурным и неясным. Неясность стала подлинным. Предназначение искусства,по мнению Толстого, делать непонятное понятным и доступным через чувства.

Также итого всего стало то, что возникла подделка под искусство.

Говорит о том, что существуют талантливые тупица, таланты, которые способны создать поддельное искусство.

1)заимствование 2)подражательность 3)поразительность 4)занимательность - с помощью этих приемов создать поддельное искусство.

Условия возникновения поддельного икусства:

1)большие гонорары

2)художественная критика и художественная школа

Подлинное предназначение искусства - объединить людей.

Открывает новый период - экзистенциальный.

Описывает чувства геров.

Говорит о том, как переживается жизнь героями.

Он отразил свою эпоху, его искусство уникально.


Сейчас читают про: