Лекция №6. Толстой рассказывает,почему жизнь его перестала удовлетворять, потому что у него не было веры в Бога

"Исповедь"

Толстой рассказывает,почему жизнь его перестала удовлетворять, потому что у него не было веры в Бога.

На Толстого подействовали не атеисты, а то, как относились к вере, окружающие его люди, которые внешне верили, а не внутренне.

"хУже всего для веры те, кто относятся к вере, как к средству жостижения каких-либо целей".

Из насмешок над его братом он понял:надо верить поверхностно

ТОлстой отпал от веры, на него подействовало отношение к вере окружающих людей. Но также вообще отношение к вере в Европе.

Смертная казнь подрывала вера в прогресс. Стал верить в прогресс, эта вера придавала смысл его жизни. Но и в ней разочаровался. Верил в прогресс, но в это же время у него подкрадывалась мысль, что это только суеверие. Считал, что он,как писатель, способствовал этому прогрессу. Вера в прогресс была подорвана смертью его брата. А также тем, что у него появлялись "минуты недоумения", остановки жизни, которые выражались в вопросах: "зачем, ну потом?". "И я ничего не мог ответить" 44 стр.

"Теперь я не могу видеть дня и ночи, бегущих и ведущих меня к смерти. Я вижу это одно, потому что это одно - истина. Остальное все - ложь".

"Жизнь мне опостылела - какая-то неопредолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от нее. Нельзя сказать, чтоб я хотел убить себя. Сила, которая влекла меня прочь от жизни, была сильнее, полнее, общее хотенья."

Обратился к науке. Ответов не нашел.

Обратился к Философии. Все философы считали, что жизнь это зло, и лучше бы не родился человек. И это его не спасло.

Помимо науки и философии есть особая область знания. Он понял, что смысл жизни давала вера. Я начинал понимать, что в ответах даваемамя верой хранится глубочайшая мудрость. Ответы веры не так бессмысленны, как кажутся.

1. Понял что вера - смысл жизни.Толстой дает определение веры. Веры - есть знание смысла жизни вследствие которого человек не уничтожает, а живет. Если человек живет, значит он во что-то верит...Без веры нельзя жить" 79 стр.

2. И всё же он не приобрел душевного равновесия. Смотря на окружающих людей, он понимает, что их вера ненастоящая. Они не жили по провозглашенной им истине. Вера есть у того, кто не боится страданий,лишений и смерти. "где жизнь, там вера".

"Какие бы и кому бы ни давала ответы какая бы то ни была вера, всякий ответ веры конечному существованию человека придает смысл бесконечного, - смысл, не уничтожаемый страданиями, лишениями и смертью.

3. У простых людей он нашел веру. Действо трудящегося народа. Но и всё-таки продолжал страдать, не находил того, что ему нужно.

4. Нашёл Бога. Произошо в результате внезапного озарения. В очередной раз без конца ходил по кругу и не находил ответы на свои вопросы. Я вспомнил, что я жил только тогда, когда верил в Бога. "знать Бога и жить - одно и то же. Бог есть жизнь". "Живи, отыскивай Бога, и тогда не будет жизни без Бога". Начинает ходить в церковь, как и простой народ. Ведёт простую жизнь.

Он понял, что жизнь закрывала её смысл. Если человек живет в роскоши и довольстве,тогда смысл жизни никогда не откроется.

СЛАБОЕ МЕСТО В УЧЕНИИ ТОЛСТОГО.

Толстой хочет уверить весь мир, что русский крестьянин живет идельной жизнь, и что надо жить, как он. Но эта картина наводит только ужас. Это самое слабое место в учении Толстого.

Как только исповедь вышла, её запретили.

Первый на неё откликнулся Тургенев: "вещь замечательная, но построена на неверных посылках...приводит к самому мрачному отрицанию всякой живой жизни, и это тоже своего рода нигилизм. И всё-таки Толстой едва ли не самый замечательный человек этой эпохи".

Самое убедительное опровержение тезису, что крестьянин знает жизнь, мы находим у самого Толстого. Он писал и находил в днениках иное. "Народ жил высоко, но идеалы их подлые". "безнадёжность душевного спасения, не верят в будущую жизнь...". В действительности Толстой убедился, что необязательно трудовая жизнь приведёт к вере в Бога.

Продолжение...

5. Вера, которой был превержен простой р!усский народ, перестала удовлетворять Толстого. Она была вся сплошным суеверием. Толстой скрывает от себя противоречие между чувствами и мыслями и между тем, что он видит. "Я бессознательно скрывал от себя противоречия и неясности обрядов." ТОлстой говорил, что надо отличать в вере то, что нельзя отрицать на основании разума. Одно дело признавать разумом то, что недоступно разуму, а другое дело то, что противоречит разуму. "Всякое необъяснимое положение должно предоставляться положением разума....У разума есть пределы". Просто перестал ходить в церковь. С этого времени началась борьба с церковью. Он пришел к выводу, что в учении есть истина, и несомненно в ней есть ложь.Толстого оттолкнуло от церкви:

1. Церковь призывала к нетерпимости других вероисповеданий.

2."Христианин должен молиться за своих врагов" - говорил Толстой. Церковь же признает насилие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: