Билет 4 Литература в годы Великой Отечественной войны

Отражение

Гуманизм

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Билет 3

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883 гг.)

Великий русский писатель. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах — Московском, Петербургском, Берлинском. Свой литературный путь Тургенев начал как поэт. В 1838—1847 гг. он пишет и печатает в журналах лирические стихотворения и поэмы («Параша», «Помещик», «Андрей» и др.).

На первых порах поэтическое творчество Тургенева развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты.

Перейдя в 1847 г. к прозе («Хорь и Калиныч» из будущих «Записок охотника»), Тургенев оставил поэзию, но в конце жизни создал замечательный цикл «Стихотворений в прозе».

Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Создал ряд социально-психологических романов — «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», повести «Лея», «Вешние воды», в которых вывел как представителей уходящей дворянской культуры, так и новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Его образы самоотверженных русских женщин обогатили литературоведение особым термином — «тургеневские девушки».

В поздних романах «Дым» и «Новь» изобразил жизнь русских за границей.

1. Роман “Отцы и дети” был написан И.С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа (“дети”) и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов (“отцы”).

Ходили вместе в бой.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы

войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.

Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была

"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"

непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми

родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не

менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по

радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,

звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие

стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди

меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"

Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог

писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между

поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный

контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и

исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство

и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа

– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,

Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная

ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только

стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и

очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма

разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания,

письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод

Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие

гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали

подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели

противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду.

лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных

именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге

молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень

распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей.

Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом

комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому

тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала

писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько

на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта

Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в

которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне.

Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип

таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в

Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

Этапы жизни и творчества Максима Горького

Максим Горький – одна из самых значительных фигур в мировой культуре двадцатого столетия, прозаик, драматург, поэт, публицист. Настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Родился 14 марта 1868 года в городе Нижний Новгород. Отец Горького – сын солдата, мать – мещанка.

В одиннадцать лет, оставшись круглым сиротой, он начинает работать. Был посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др.

В 1884 году Максим Горький приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту – учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность этого плана. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

В 1892 году, вернувшись в Нижний Новгород, Горький пробует себя в качестве писателя. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм. Это «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».

В 1899 году был опубликован роман «Фома Гордеев», выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса.

В 1901–02 годах Горький написал свои первые пьесы – «Мещане» и «На дне», поставленные на сцене МХАТа. Затем были созданы и поставлены пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».

В начале 1906 года Горький едет в Америку. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке».

В первое десятилетие двадцатого века Горький написал пьесы «Враги», «Последние», «Васса Железнова», а также романы «Мать» и «Жизнь Матвея Кожемякина», повести «Лето», «Городок Окуров».

В апреле 1924-го Максим Горький поселился в Италии, в Сорренто. В этот период он пишет «Сказки об Италии». Живые образы людей из народа придают «Сказкам об Италии» не сказочный, а реалистический характер.

В 1931 году Горький вернулся на Родину. В 1930-е он вновь обращается к драматургии. Из-под его пера выходят «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк «В.И. Ленин».

1934 году усилиями Максима Горького был подготовлен и проведен I Всесоюзный съезд советских писателей.

18 июня 1936 года Максим Горький скончался в местечке Горки, под Москвой, похоронен на Красной площади.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: