Изображение русского национального характера в произведениях Н. Лескова (по повести «Очарованный странник»)
Н. С. Лесков — один из крупнейших русских писателей второй половины девятнадцатого столетия. Он хорошо знал жизнь народа, всегда оставался независимым в суждениях о нем, о его будущем. В своем творчестве писатель пытался воссоздать тип человека, в котором наиболее полно отразился характер русского народа.
Главный герой «Очарованного странника» — Иван Северьянович Флягин. Среди других пассажиров он следует на пароме на остров Валаам. Сначала его никто не замечает, и только когда Флягин заводит разговор, всем удается как следует разглядеть его и приходится удивиться, как до сих пор он не обратил на себя внимания. Иван Флягин ничем не выделяется из общей массы, он простой, обычный человек, но в то же время его рассказ выдает в нем человека незаурядного и оригинального.
Душа Флягина всю жизнь искала истины, идеала, правды. Ему пришлось пройти нелегкий, полный горестей и преград путь.
С детства Иван страстно увлекался лошадьми. Он был привязан к ним, его безудержно тянуло к этим животным, о них он говорит с необыкновенной теплотой и восхищением. Однако такая любовь не мешает герою быть жестоким к людям. Он убивает монаха, и это становится определенной вехой в его жизненном пути. Незрелая юная душа не испытывает терзаний совести, она еще не ведает сострадания и раскаяния.
Иван идет по жизни дальше. На этом пути им руководит не разум, а чувства. Он становится нянькой маленькой девочки, пытается повеситься, не выдержав суровости судьбы, связывается с конокрадами, разочаровывается в них. В его поступках и движении вперед нет логики. Жизнь влечет героя, и он слепо следует за ней. В его поведении все случайно, случай гонит его по миру. Душа Ивана словно спит, но она все же стремится вперед.
Флягин попадает в плен к татарам, где старается не уронить достоинства русского человека. Это оказывается для него важным. До последних сил держится он в бою, который заканчивается смертью соперника. Иван не видит в этом своей вины, его не пугает ужас смерти. Не изменяет Флягин в татарском плену и своей вере. Его мучает тоска по родине. Проявляя ум, хитрость, сообразительность, ловкость, Флягин бежит из плена. Впереди — долгий жизненный путь, новые проблемы; которые нужно решать. Утешение Иван находит в выпивке.
Его ждет новое испытание — знакомство с Грушей, чувства к которой поражают героя в самое сердце! Судьба Груши жестока. Она просит Флягина избавить ее от мучений и помочь покончить с суровой жизнью. «Ничего у меня на душе нет, ни чувства, ни определения, что мне делать...» — говорит герой после смерти Груши. Но жизнь зовет его дальше.
Долгие годы служит Флягин на Кавказе, пока не совершает наконец подвиг на переправе. Именно во время этого эпизода в Иване пробуждается совесть. Из не обремененного самоанализом человека он превращается «в значительную личность, имеющую глубокие связи со своей родиной и народом». Литературовед Б. М. Другов подчеркивает, что «к концу повествования незаметно слабеет впечатление неприглядного облика героя, и читатель видит поднимающуюся во весь рост гигантскую фигуру беглого раба, благородного в поступках и бесстрашного перед лицом смерти».
В конечном итоге Флягин оказывается в монастыре. Он уже не может жить по-старому, душа его призвала сюда. Иван ищет себя, свое «Я», смысл жизни, и не находит, потому и приходит в монастырь, надеясь там обрести все это.
Путь Ивана Флягина тернист. Он лежит через грехи, через многие страдания, через сон души. Этот путь удивителен. Вначале герой не может отличить добро от зла, но он все же приходит к возвышению духа. Флягин демонстрирует чувство собственного достоинства, бесстрашие. Лев Аннинский справедливо считает Ивана Северьяновича «визитной карточкой «русскости»: воплощением богатырства, широты, мощи, вольности и таящейся на дне души праведности».
Сам Лесков высоко оценивал «Очарованного странника»: «Он занимателен, оригинален, и от него Русью пахнет».
С.Есенин - представитель нового поколения крестьянской поэзии. Она в свою
очередь - исключительно самобытное и сложное явление в отечественной
литературе. Возникла как одна из форм сближения устно-поэтической традиции
с письменной. Наследуемые новокрестьянскими авторами поэтические
традиции многообразнее, хотя грани, разделяющие их со своими
предшественниками, не были особенно резкими. Как и прежде, они писали не
столько о своей личной судьбе, сколько о судьбе крестьянства в целом, о
национально-исторической и национально-эстетической основе русской
жизни. Поэты из народы создали в начале ХХ века высокохудожественную
лирику. Общечеловеческое в их стихах и песнях непременно преломлялось
сквозь спецефически крестьянское. Своеобразные отношения установились у
новокрестьянских художников с большой литературой. В отличие от суриковцев
они уже не называли себя самоучками, наоборот, их поэтическая мысль и
архитекторика стиха оказались на уровне самых высоких достижений русской
поэзии ХХ века.
С. Есенин - это стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное
место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни.
Неслучайно сильная сторона его первого сборника стихов "Радуница" как раз и
заключалась в лирическом изображении русской природы. Значимость
есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к родине всегда
выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно в зримыхпейзажных
образах. Есенин одухотворяет и олицетворяет природные явления: "Черемуха
манит рукавом", "Словно белой косынкой подвязалась сосна" и т.п. В то же
время поэт активно использует прием психологического параллелизма, к
примеру, "С алым соком ягоды на коже..." или "На закат ты розовый
похожа...".
Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью
ко всему живому. В таком взгляд
...
Сергей Есенин стихи
Антология русской поэзии ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.