Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина

Билет 8

Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, отвлекающих народ от борьбы.

Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей трудового народа, но и покорность самих угнетаемых, их долготерпение и рабскую психологию.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина, Гоголя. Но сатира Щедрина более острая и беспощадная. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках.

Писателя всегда привлекали народные сказки. Кроме того, этот жанр позволял скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации, дает уничтожающую критику дворян, чиновников — всех тех, кто живет за счет народного труда. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает двух бывших крупных чиновников, попавших на остров. Это генералы-дармоеды, не принесшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую затем упразднили «за ненадобностью». Щедрин разоблачает их паразитизм. Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки родятся в том самом виде, как нам их утром к кофию подают».

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступил против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка «Медведь на воеводстве». В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Первые два Топтыгина занимались разного рода «злодействами»: один — мелкими, другой — крупными. Топтыгин третий не жаждал «кровопролитиев». Щедрин показывает, что причина бедствий народных не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа — в свержении царизма. Такова основная идея сказки.

В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Орел — царь птиц — решил «завести» при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».

«Сказки» Щедрина — это великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости.

Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый")

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия "На дыбе" и, конечно же, роман "Петр I".

Роман Толстого — это” монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, е*го реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.

Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.

Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личности в эпохе. Как и Лев Толстой в романе "Война и мир", автор "Петра Г" считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.

Роман Толстого многопланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга — это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга — это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы. Автор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.

Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов — между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.

Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантазировал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев. Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути. В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики. Их так мало, что автору нет необходимости давать их объяснения в сносках. Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.

Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности.

Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.

Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.

Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее... в которых завязывался русский характер". Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: