Человек и природа в лирике А А Фета

В ЛИРИКЕ Ф.ТЮТЧЕВА

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ

Билет 9

ДИКИЙ ПОМЕЩИК

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось... мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

В философской лирике Тютчева утверждаются величие мироздания, единство природы и внутреннего мира человека («мировой души»), вечные мучительные раздумья над вопросами бытия: о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и человека, о внутренних противоре-чиях человеческой души. Далеко не всегда эти вопросы находят разрешение, но они волнуют читателя, заставляют его думать и переживать. Тютчев (1803-1973) – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций (представлений) поразителен:

Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета широко известны. Это удивительные стихи, отличающиеся особой музыкальностью. М. Е. Щедрин писал: «...Романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Фет — певец любви и природы, влюбленный в красоту окружающего мира, еще Тургенев говорил об этом. Но его интересует не только пейзаж, но и внутренний мир человека, взаимоотношения его с природой.Все его творчество можно разделить на два периода: первый, когда природа в его стихах изображается как стихия, которая соотносится с духовным миром человека; второй период охарактеризован разладом. Человек и природа уже не могут находиться в гармонии, потому что человек хочет быть вечным и прекрасным, как природа, но обречен на борьбу и смерть.

В одном из своих циклов, который называется «Снега», Фет вводит читателя в мир русской природы (суровые, занесенные снегом равнины, тройка, летящая по этим просторам, и т. д.)

Свежесть, естественность, богатство эмоционального внутреннего мира человека в лирике Фета обусловлены русской действительностью середины XIX в. В стихотворении «Печальные березы...» основным является образ березы, символизирующий именно русскую природу.

Предчувствие перемен взывало к новому человеку и новой человечности.

Оригинальность его стихотворений заключается в том, что, одушевляя природу, он вместе с этим соединяет ее с внутренним миром человека:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Природа (цветы спят) сливается с жизнью человеческой души (сердце цветет). «Цветущее» сердце в данном случае — символ этого слияния.

Фет воспринимает человека через то, что его окружает, и пытается говорить с ним на языке природы. Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет — уже намек, Ты поймешь мои признанья, Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья.

Фет дорожит мигом, его называли «поэтом мгновения». Он умел запечатлевать неуловимые моменты жизни природы. Он сам писал об этом:

Лишь у тебя, поэт, крылатый сердца звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах...

Человек органично входит в природу, он неотделим от нее. Любимая — это сама весна, сама Красота. И чувство любви у Фета подчинено природе: «Распахни мне объятья свои, Густолистый развесистый лес». В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» радость любви неотделима от радости, разлитой в природе. Элементы пейзажа органично соединены с реалиями человеческой жизни и создают единую законченную картину. «Шепот, робкое дыханье» созвучны с «трелями соловья», в ночных тенях происходит «ряд волшебных изменений милого лица». В этом стихотворении нет ни одного глагола, и, тем не менее, поэт сумел передать всю остроту движения в природе, перечисляя лишь предметы и явления. Но все предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Ночь в этом стихотворении показана как смена мгновений, как поток событий, который разливается между человеком и природой. Последняя строка — «И заря, заря...» — звучит как высшее выражение чувства, это. свет любви. Особенностью стихотворений Фета является то, что любое состояние души или картины природы он рассматривает как часть одного бесконечного вселенского процесса.

Пейзажные зарисовки Фета сродни картинам импрессионистов. Это сходство заключается в том, что значимость мгновения жизни как бы увеличивается в объеме, фиксируется и начинает восприниматься как чудо. Также в стихах Фета есть стремление необычно показать обыкновенные вещи (падение звезды, цветение цветов), субъективность мировосприятия. В картинах природы преобладают светлые, жизнерадостные тона и яркие краски. Поэт видит в природе то, чего не замечали другие: он любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину, то есть переживает с нейвсе мгновения. В стихотворении «Фантазия» («Мы одни, из сада в стекла окон светит месяц... Тусклы наши свечи») прослеживается вера поэта в беспредельность жизни и природы, в гармоничное слияние с ней человека.

Вероятно, Фет видит в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

С созерцанием природы связаны и философские размышления поэта. Набпюдая жизнь окружающего мира, он задумывается над важнейшими вопросами человеческого бытия. Через природу Фет" постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы...» мы видим суровый зимний пейзаж, «жестокую пору». Деревья стойко переносят «холод, лютый»,порывы ветра, злую метель: «Они стоят, молчат», «...молчи и ты!» — обращается Фет к своему читателю, советуя нам так же стойко переносить все невзгоды судьбы. Как в жизни природы животворящая сила весны побеждает суровую зиму, так и в жизни человека горькие дни сменятся радостными и счастливыми:

Человек должен постоянно вглядываться в природу, учиться у нее й в то же время познавать себя и свои возможности. Лирический герой Фета всегда стремится слиться с запредельным, постичь гармонию и красоту мира, и к этому он призывает нас, своих читателей. Природа, в представлении Фета, — это мудрый советчик человека и лучший его наставник и учитель.

Гармония отношений человека и при- роды не перестает волновать нас и сейчас, поэтому стихи Фета всегда будут актуальны и современны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: