Позитивизм

Современная философия характеризуется многообрази­ем форм и сложным содержанием, она состоит из большого количества школ, направлений, концепции, в которых от­ражен духовный потенциал нашей эпохи. Основными моде­лями современной философскои мысли стали позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм.

Эти направления в философии рассматривают пробле­мы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль фи­лософии и научного познания, человек и его жизнедеятель­ность, взаимодействие духовного и материального, объек­тивного и субъективного, свобода и необходимость и т. д.

Позитивизм - наиболее распространенное течение за­падной философии 19~20 вв. Основателем позитивизма счи­тается О.Конт (1798~1857), который ввел понятие позитивизм, изложив свои идеи в курсе «Позитивной философии», он положил начало многочисленным позитивистским теориям и концепциям 19-20 вв. Философия позитивизма изу­чает способы и методы достижения положительного, пози­тивного знания.

Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, ко­торые нельзя доказать с помощью эксперимента. Это фило­софское направление выступало за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание; она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущ­ность, опираться на научный метод в исследованиях, ис­пользуя научный арсенал отказаться от оценочнои роли. Философия О.Конта, Д.Миля, Г.Спенсера является первой исторической формой позитивизма.

Вторая историческая форма позитивизма возникает в конце 19 - начале 20 веков. Ее создатели Э.Мах (1836-1916) и Р.Авенариус - создатель эмпириокритицизма, и физик, математик, философ Ж.Пуанкаре. Они заявляли, что пози­тивизм не является философией материализма или идеализ­ма, а представляет собой философию реализма; любое по­ложительное научное знание – физическое, астрономиче­ское - само по себе знание философское, и философия не может иметь своего, отдельного от наук предмета.

Главная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт. Основное внимание махисты, уделяли «физическим» и «психическим» элементам мира в опыте людей, а также совершенствованию «позитивного зыка науки».

Неопозитивизм - третья историческая форма позити­визма. Ее прародителями явились философы «Венского кружка» - М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Начиная с 1930 г., они пропагандируют неопозитивизм как философию логического позитивизма. В дальнеишем он развивался как аналитическая философия. Их главная идея - в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он ­главное средство, через которое человек позитивно, досто­верно и научно воспринимает мир. Основные их труды посвящены логическому и лингвистическому анализу языка, взаимосвязи морали и христианства, аналитическим и культурологическим проблемам.

Четвертая волна позитивизма - «постпозитивизм». Главные предста6ители К.Поппер (1902-1994), т.Kyн. Осовную идею выдвинул К.Поппер, сформировавшии кон­цепцию критического рационализма. Он отходит от при­оритета логического исследования языка и научного апарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линеино, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. Поппер много внимания уделял социальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием.

Основные вопросы постпозитивистов - возникновение новых теорий, пути их признания, критерии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтер­гативными теориями. Последователи Поппера (ИЛакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, они исследовали структуру научных революции, разработали методологии программ научных исследовании, изучили роль традиций в развитии науки, объяснили критерии соци­льного прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: