Современная философия характеризуется многообразием форм и сложным содержанием, она состоит из большого количества школ, направлений, концепции, в которых отражен духовный потенциал нашей эпохи. Основными моделями современной философскои мысли стали позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм.
Эти направления в философии рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль философии и научного познания, человек и его жизнедеятельность, взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного, свобода и необходимость и т. д.
Позитивизм - наиболее распространенное течение западной философии 19~20 вв. Основателем позитивизма считается О.Конт (1798~1857), который ввел понятие позитивизм, изложив свои идеи в курсе «Позитивной философии», он положил начало многочисленным позитивистским теориям и концепциям 19-20 вв. Философия позитивизма изучает способы и методы достижения положительного, позитивного знания.
Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, которые нельзя доказать с помощью эксперимента. Это философское направление выступало за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание; она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, опираться на научный метод в исследованиях, используя научный арсенал отказаться от оценочнои роли. Философия О.Конта, Д.Миля, Г.Спенсера является первой исторической формой позитивизма.
Вторая историческая форма позитивизма возникает в конце 19 - начале 20 веков. Ее создатели Э.Мах (1836-1916) и Р.Авенариус - создатель эмпириокритицизма, и физик, математик, философ Ж.Пуанкаре. Они заявляли, что позитивизм не является философией материализма или идеализма, а представляет собой философию реализма; любое положительное научное знание – физическое, астрономическое - само по себе знание философское, и философия не может иметь своего, отдельного от наук предмета.
Главная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт. Основное внимание махисты, уделяли «физическим» и «психическим» элементам мира в опыте людей, а также совершенствованию «позитивного зыка науки».
Неопозитивизм - третья историческая форма позитивизма. Ее прародителями явились философы «Венского кружка» - М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Начиная с 1930 г., они пропагандируют неопозитивизм как философию логического позитивизма. В дальнеишем он развивался как аналитическая философия. Их главная идея - в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир. Основные их труды посвящены логическому и лингвистическому анализу языка, взаимосвязи морали и христианства, аналитическим и культурологическим проблемам.
Четвертая волна позитивизма - «постпозитивизм». Главные предста6ители К.Поппер (1902-1994), т.Kyн. Осовную идею выдвинул К.Поппер, сформировавшии концепцию критического рационализма. Он отходит от приоритета логического исследования языка и научного апарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линеино, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. Поппер много внимания уделял социальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием.
Основные вопросы постпозитивистов - возникновение новых теорий, пути их признания, критерии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтергативными теориями. Последователи Поппера (ИЛакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, они исследовали структуру научных революции, разработали методологии программ научных исследовании, изучили роль традиций в развитии науки, объяснили критерии социльного прогресса.