double arrow

ИДЕИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Одной из основополагающих идей русской религиозной философии является идея о «богочеловечестве» как высшем выражении единствва материального, идеального и божест­венного.

Эта идея, по мнению В.С.Соловьева, осуществилась в образе Иисуса Христа, а в дальнейшем в образе человека в процессе его совершенствования и нравственного обновле­ния. История общества, по мнению мыслителя, - это про­цесс движения от языческого состояния к его состоянию естественному - христианскому.

Человеческое начало Западной церкви должно соеди­ниться с божественным началом Восточной церкви, и это приведет к богочеловеческому состоянию в обществе, где гармонично объединятся материя и дух, добро, истина и красота. Его учение является абстракто-логическим по­строением и представляет собой не столько теоретическую систему, сколько философию жизни.

Центральным понятием идеи философии В.Соловьева, Н.Лосского, Н.Бердяева является понятие всеединства. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире вещей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и

возникать только в системе целого. Вершину образует еди­ное творческое начало. Первоначалом является сущест­вующая реальность, идеал всего - Царство Божие. Этот идеал и есть мир как всеединство.

По Соловьеву природа состоит из трех начал: природ­ного (энергия растений, животных), человеческого (энергия разума), божественного (гармония духа). Только богочело­век наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтезирующей любовью.




Главным философским трудом В.Соловьева является книга «Оправдание добра», где он утверждает нерасторжи­мую связь поколений как главную опору нравственности. Связь поколений - это прогрессивное исполнение общего дела, приготовление к Царству Божию и воскрешению всех.

Идея воскрешения делает для Соловьева реальной от­ветственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколе­ниями. Она является основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики.

В русской философии важна проблема свободы челове­еской личности Н.А.Бердяев в книге «Философия свободы» утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственно­сти за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бытием, она не определяется да­же Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода – сужность человека, связанная с его духом, это его внугренняя творческая энергия. В одном ряду с ней находятся творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет челове­ка моральным законам. Высшим проявлением свободы яв­ляется свобода как божественная любовь.



Видное место в русской философии занимает идея правды как истины, в ней объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда во все времена была идеалом русской философии. Ее традиции ис­ходят к платоновской идее высшего Блага, которое имеет выражение в соединении Добра, Истины и Красоты. Русский народ во все времена искал высшую правду жизни.

Русская идея занимает одно из центральных мест в на­циональном самосознании. Соловьев сводил русскую на­циональную идею к идее всечеловечества, он отказывался национальной религии в пользу всемирной религии, спании всего человечества с помощью социального опыта России. Русская идея существовала в идее соборности, она формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе.

Русская философия сравнительно молода. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы мировой фи­софии. В своем содержании она направлена на совершен­вование мира и человека.






Сейчас читают про: