Для этого периода русской философии характерно возникновение философских систем. К ее особенностям можно отнести антропоцентризм, гуманизм и религиозный характер. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры.
Продолжая осмысливать традиционные для русскои философской проблемы, Н.В. Федоров, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, Н.О. Лосский уделили внимание вопросам сoзнания, смысла и цели жизни человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.
Конец 19 - начало 20 вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. В этот период возникает философия русского космизма. Космизм с caмого начала разделился на два направления: мистическотеологическое (Н.В. Федоров, В.С. Соловье и П.А. Флоренский) и естественнонаучное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Яркий представитель космизма Н.Ф. Федоров основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела». Он обратился к вопросам творческих возможностей человека, науки и религии. Основной вопрос его философии - найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить его жизнь сообразно этой цели. Задача философии - объяснить мир и дать проект его преобразования.
|
|
В.И. Вернадский обосновал теорию ноосферы.
К.Э. Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность его освоения, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.
А.Л. Чижевский - основал, систему космической биологии. По его теории жизнь на земле находится под влиянием космоса.
Религиозная философия (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, Н. Федоров и др.). Решались проблемы соборности, всеединства и абсолютной ценности человека, идея о богочеловечестве.
Понятие «соборность» выражает единство общего (социального) и единичного (индивидуального).
Соборность подразумевает единство людей на основе любви к богу. Идея всеединства развивается в творчестве В. Соловьева. По его теории, в природе существуют три царства: природное, человеческое и божественное. Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство благодаря своей синтезирующей любви. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия.
Абсолютная ценность человека выражается в том, что он ставится выше природы. Идея богочеловечества есть высшее выражение единства материального, идеального и божественного. Эта идея осуществилась в Иисусе Христе, а в дальнейшем должна реализоваться в человеке.
|
|
Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность - в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.
Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В. Плеханов. В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания.
В понимании истории Г.В. Плеханов считает всеобщeй причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории он считал народные массы.
Его взгляды во многом разделял В.И.Ленин. Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства, исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.
Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознащщ возникшего в начале 20 в, дает определение материи, исследуя теорию познания.