Русская философия 20 века

Для этого периода русской философии характерно воз­никновение философских систем. К ее особенностям можно отнести антропоцентризм, гуманизм и религиозный харак­тер. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры.

Продолжая осмысливать традиционные для русскои философской проблемы, Н.В. Федоров, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, Н.О. Лосский уделили внимание вопросам сo­знания, смысла и цели жизни человеческой свободы и от­ветственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.

Конец 19 - начало 20 вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. В этот период возникает философия русского космизма. Космизм с caмого начала разделился на два направления: мистическо­теологическое (Н.В. Федоров, В.С. Соловье и П.А. Флоренский) и естественнонаучное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Яркий представитель космизма Н.Ф. Федоров основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела». Он обратился к вопросам творческих возможностей человека, науки и религии. Основной вопрос его философии - найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить его жизнь сообразно этой цели. Задача филосо­фии - объяснить мир и дать проект его преобразования.

В.И. Вернадский обосновал теорию ноосферы.

К.Э. Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность его освоения, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

А.Л. Чижевский - основал, систему космической биоло­гии. По его теории жизнь на земле находится под влиянием космоса.

Религиозная философия (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, Н. Федоров и др.). Решались проблемы соборно­сти, всеединства и абсолютной ценности человека, идея о богочеловечестве.

Понятие «соборность» выражает единст­во общего (социального) и единичного (индивидуального).

Соборность подразумевает единство людей на основе любви к богу. Идея всеединства развивается в творчестве В. Соловьева. По его теории, в природе существуют три цар­ства: природное, человеческое и божественное. Только бо­гочеловек наполняет эволюцию природы нравственным ду­хом, осуществляет всеединство благодаря своей синтези­рующей любви. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Единство госу­дарства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия.

Абсолютная ценность человека выражается в том, что он ставится выше природы. Идея богочеловечества есть высшее выражение единства материального, идеального и божественного. Эта идея осуществилась в Иисусе Христе, а в дальнейшем должна реализоваться в человеке.

Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность - в прак­тической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В. Плеханов. В своих работах он уделил внимание вопро­сам материалистического понимания истории, историче­ской необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания.

В понимании истории Г.В. Плеханов считает всеобщeй причиной общественного движения развитие производи­тельных сил, а творцом истории он считал народные массы.

Его взгляды во многом разделял В.И.Ленин. Он являет­ся основателем политического движения, которое называет­ся большевизм. Ленин занимался разработкой проблем со­циального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства, исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.

Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризи­са в естествознащщ возникшего в начале 20 в, дает опреде­ление материи, исследуя теорию познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: