double arrow

ТЕМА I. Социальная философия, ее предмет и место в системе философского знания


Объект и предмет и социальной философии. Категориальный аппарат, законы и тенденции общественного развития. Соотношение социальной философии с другими понятиями, описывающими социальную сферу жизнедеятельности. Проблема методологии гуманитарного знания. Понятие «идеального типа» в философии М. Вебера.

Социальная философия – относительно самостоятельная сфера философского знания, в контексте которого происходит осмысление процессов общественной жизни. Ее предметная сфера охватывает вопросы о смысле и цели существования общества, его генезисе, судьбах и перспективах развития, движущих силах и закономерностях. Задача и цель социальной философии -- разработка теории общества, выявление его бытийственной специфики. Определяя предмет социальной философии, русский мыслитель С.Л.Франк писал: «Что такое собственно общественная жизнь? Какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространстве и времени, начиная с примитивной семейно-родовой ячейки, с какой-нибудь орды диких кочевников и кончая сложными и обширными современными государствами?» /5/.

Объектом изучения социальной философии выступает общество, то есть та или иная форма коллективной человеческой жизни. Общество не является простой суммой составляющих его индивидов, а выступает как качественно новое образование /совокупность/, имеющее иные закономерности функционирования, чем поведение отдельно взятого индивида. Совместная жизнь людей – сложное системное образование, специфическая сфера объективной реальности, существующая вне сознания человека, действительность, имеющая собственную логику развития, которая также предзадана сознанию. Предметом социальной философии являются те многообразные связи, которые объединяют людей в процессе их жизнедеятельности.

Можно сказать, что в контексте социальной философии: 1) исследуются вопросы об онтологических основаниях общества и общественной жизни людей; 2) происходит целостное постижение общественной жизни, а не отдельных ее сегментов; 3) выясняются вопросы о смысле и назначении человеческого общества; 4) определяются возможности теоретико-методологического обоснования общественной жизни.




Специфика объекта и предмета социальной философии определяет и ее категориальный аппарат, то есть те понятия, функционирование которых задает смыслообразующий контекст социально-философского знания и помогает постигать социальную реальность. Среди них можно выделить, как наиболее общие, являющиеся результатом абстракции высокого порядка, так и более конкретные, описывающие те или иные стороны общественной жизни. Например, понятия «общество», «общественно-экономическая формация», «государство» являются более общими в соотношении с такими как «русское общество ХIХ века», «капиталистическая общественно-экономическая формация», «социально ориентированное государство».

Спорным вопросом социально-гуманитарного знания является вопрос о наличии объективных законов развития социальной сферы. Одни мыслители признают наличие таких законов, формулируют их; другие – настаивают на том, что выведение законов общественного развития невозможно, в крайнем случае, можно говорить о некоторых тенденциях, проявляющихся в ней. Например, К.Поппер не сомневается в существовании тенденций общественного развития, но считает не правильным принимать эти тенденции в качестве непреложных законов. В марксистской философии признается наличие объективных законов общественного развития.

К настоящему времени сложился основательный комплекс общественных наук. Каждая из них изучает ту или иную сторону общественной жизни. Наиболее близкими по своему содержанию к социальной философии являются социология и философия истории, исторический материализм. Рассмотрим их соотношение, то есть, какие вопросы решаются в контексте каждой из них. Как мы выяснили, в рамках социальной философии вырабатываются различные исходные основания и критерии изучения общества, разрабатываются концептуальные подходы к общественной жизни. В связи с этим социальная философия выступает как общая методология изучения общественных явлений, в контексте ее подходов акцентируется внимание на современном обществе, но она не может функционировать без исторического подхода, без философии истории.



Понятие «философия истории» возникает в ХУШ веке и нередко употребляется как синоним социальной философии. Предметом философии истории выступает динамика общественной жизни в ее многообразных связях и проявлениях. Особое значение имеет философское определение возможностей и специфики исторического знания, а также методов и приемов познавательной деятельности, в более уточненном варианте – поиск экстракта историчности, его бытийственной специфики.

Социальная философия и философия истории близкие по значению понятия, их можно употреблять как однопорядковые, учитывая при этом особенности.

В Х1Х веке как самостоятельная наука складывается социология. Термин «социология» введен французским философом О.Контом в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии и развития эмпирических социальных исследований. Смысл его идей в том, чтобы социальные или общественные явления изучать, используя эмпирические методы исследования, например, наблюдение, в этом случае они становятся более достоверными. Сегодня, социология – это наука о социальной структуре, о способах организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. В отношении с социологией социальная философия выступает как общая методология, то есть в социальной философии реализуется философский подход к изучению общества, а социологический подход связан с исследованием закономерностей развития социальных общностей в системе социальных отношений.

Исторический материализм – наука об общих законах функционирования и развития общественно-экономических формаций, это составная часть марксистской философии – философия общества. Ее особенность последовательное распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений, объяснение общества с позиций материализма.

Проблема метода изучения общественной жизни один из самых сложных теоретических вопросов. Познание данной сферы действительности принципиально отличается от изучения природы. В природе действуют достаточно устойчивые связи и отношения, то есть законы, которые имеют объективный характер. Социальный мир – это мир уникальных и неповторимых явлений, что затрудняет обнаружение каких-либо закономерностей и регулярностей, по которым он функционирует. Поэтому методы естественных наук не применимы при изучении общественных процессов. Специалисты в области гуманитарных наук – историки, культурологи, философы осуществляют познание через прочтение текстов, понимание которых составляет само существо гуманитарного знания. Однако и создание текстов, и их прочтение всегда определены субъективной позицией исследователей, что опасно превращением социально-гуманитарного знания в совокупность субъективных мнений. Понимая данную проблему, многие мыслители пытались выработать методы, позволяющие преодолеть субъективистскую ограниченность подходов к изучению общества и его истории.

Большой вклад в разработку методологии изучения общества внесли О.Конт, Г.В.Гегель, К.Маркс, Г.Спенсер, М.Вебер, К.Поппер, С.Л.Франк, П.Сорокин и др. Они пытались определить закономерности общественной жизни и исторического процесса, разработать методы их исследования, что должно было способствовать превращению накопленных знаний об обществе в науку. Например, немецкий социолог М.Вебер, важнейшим методологическим инструментом постижения социальной реальности считал понятие «идеального типа». По его мнению, это – теоретическая схема, «мыслительное образование», имеющее внеэмпирическое происхождение. Идеально-типическими конструкциями являются такие понятия как «государство», «ремесло», «капитализм», «экономический обмен» и др. Эти и другие типологические понятия как бы налагаются на реальность, служат масштабом соотнесения с реальностью, отражают наиболее общие черты и свойства социальных явлений. Данные концепты, являясь абстрактно-обобщающими понятиями, систематизируют социально-гуманитарное знание, В последующих лекциях будут более подробно рассмотрены точки зрения указанных авторов на общество и методологию его исследования.

В философии сформировались разноплановые методы к постижению социальной реальности. Наряду с общенаучными методами, такими как абстрагирование, систематизация, наблюдение используются специфические. Достаточно эффективными являются социологические исследования, приемы мысленного упрощения событий, искусственного изолирования отдельной сферы реальности, а также конструирование идеальной модели познавательного объекта.

Таким образом, социальная философия имеет собственный объект и предмет исследования, выступает как относительно самостоятельная сфера философского знания. Особенности данной сферы познания определены объектом ее исследования, в качестве которого выступает общество.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие проблемы общества анализируются в контексте социальной философии?

2. Когда социальная философия приобрела статус науки?

3. В чем заключается специфика методов исследования в социально-гуманитарной сфере?

4. Единодушны ли философы в признании наличия объективных законов общественного развития?

5. Назовите имена мыслителей, которые внесли значительный вклад в разработку теории общества?

6. Что понимает М. Вебер под термином «идеальный тип»?

Литература:

1) Вебер, М. Основные понятия социологии / М. Вебер -- Избранные произведения: -- М.: Прогресс, 1990. – 690 с.

2) Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров. – М.: Аспект Пресс, 1996, -- 215 с.

3) Маркс, К. К критике политической экономии. -- Предисловие // К. Маркс і Ф. Энгельс. -- Соч. 2-е изд. М.: Политическая литература, 1959. – 13 т. – 770 с.

4) Поппер, К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопросы философии. -- 1993, № 4.

5) Франк, С.Л. Задачи социальной философии / С.Л. Франк. --Духовные основы общества. -- М.: Радуга, 1992. – 525 с.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: