double arrow

ТЕМА II. Общество как социальная реальность

Понятие социального, его природа и специфика. Общество как способ организации социального. Понятие «социального явления» в социологической концепции П.Сорокина. Интерпретация понятия «социальное действие» в социально-философской литературе. Деятельность как фактор общественной жизни. Субъектно-объектная природа деятельности. Виды деятельности. Общество как система социальных отношений.

Как и всякое понятие философии социальное являет собой категорию, охватывающую значительную сферу реальности, наполненную многообразными явлениями и процессами. Категории и понятия такого высокого уровня абстракции трудно поддаются определению, во-первых, потому что их не удается подвести под другие понятия более широкие по своему значению и, во-вторых, трудно определить свойство или совокупность свойств, характеризующих данную сферу действительности.

По сложившейся научной традиции под социальным в широком смысле слова понимается совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из природной действительности. В сравнении с понятием общественное, которое описывает организационные формы коллективной деятельности людей, социальное указывает на субстанциональные, базисные основы их жизни. То есть, данное понятие определяет то свойство общества, которое выделяет его как особую реальность. Таким основным свойством общества является деятельность людей (от поведенческих актов до трудовой деятельности). Деятельностное начало индивидов представляет собой универсальный способ существования общества. Деятельность в качестве социального явления рассматривается в большинстве философских концепций. Организация деятельности или социальной жизни людей осуществляется обществом, которое в данном контексте выступает способом воспроизводства социального, представляет собой систему и структуру организации социальной жизни. Социальное являясь основанием, субстанцией общественной жизни, как бы стягивает все явления общественной жизни в нечто единое, выявляя их единую, качественную определенность по отношению к природным объектам.

Отметив основное свойство социального, как деятельность индивидов, следует подчеркнуть, что действие всегда производно от взаимодействия, поэтому социальное указывает также на коллективность, свойственную общественной жизни. Общество же, как система, состоящая из многих частей, способно существовать и изменяться как единое целое, благодаря тому, что оно является социальным образованием.

Понятие социальное имеет также и более узкое значение, обозначая сферу общественной жизни, связанную с взаимодействием различных групп людей (классов, партий, сословий). Для ее описания используются такие понятия как «социальное равенство», «социальная политика», «социальная роль личности».

Таким образом, понятие социальное, в широком смысле может быть рассмотрено как особая реальность. Это означает, что социально-исторический мир людей являясь объективной реальностью, как и мир физических явлений, воздействует на сознание и чувства людей, но при этом представляет собой качественно новый уровень в сравнении с природной реальностью. Иногда в популярной и даже научной литературе понятия социальное и общественное используются как синонимы. Однако для социальной философии важно как можно более точно определить их, так как они являются для нее ключевыми и без их уточнения невозможен научный анализ общества и общественных процессов. И, наконец, социальное обозначает отдельную сферу общественной жизни, в которой осуществляется взаимодействие различных групп людей, образующих социальную структуру общества.

В результате исследования категории «социальное» возникли такие понятия как «социальное явление» и «социальное действие». П. Сорокин, рассматривая понятие «социальное явление», под которым он понимал особый вид психического взаимодействия, указывает, что этот вид психического взаимодействия является осознаваемым. «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют «социальной душой», это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином «мир ценностей», в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе» /3, с.27/. Кроме понятия «социальное явление» в социально-философской литературе используется понятие «социальное действие». Социальное действие интерпретируется в философии и социологии по-разному. Например, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас соотносят социальное действие со сферой личностных переживаний. В своем простейшем проявлении оно выступает как межличностное, как коммуникативный процесс. М. Вебер пишет, что социальное действие – это «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» /1/. В марксистской философии «социальное действие» рассматривается как единица деятельности совокупного субъекта: класса, сословия, группы людей, партии).

Категории социальное явление и социальное действие можно рассматривать как обозначающие субстанцию социальной реальности, ее основу и причину.

Деятельность в самом общем виде рассматривается как человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. Чтобы определить природу деятельности и иметь возможность отличить ее от активности животных, следует выделить ее основные свойства. Таким основным свойством деятельности человека является сознание. Благодаря сознанию человеческая активность сначала реализуется в постановке цели, потом в ее реализации, когда задуманное воплощается в действительность. В отличие от деятельности человека физические системы лишены способности к избирательному поведению. Деятельность человека основана на информационной ориентации в среде. Для нее характерно абстрактно-логическое вербальное моделирование мира. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация, в то время как человек благодаря речи оторвался от ситуативности и овладел абстрактно-понятийным мышлением. Осмысление человеком собственной активности дает ему возможность не только адаптироваться к окружающей среде, что делают все животные, но и адаптировать природу, перестраивать ее. Из этого проистекает субъектно-объектный характер человеческой деятельности. В качестве субъекта выступает сам человек, а в сферу его активности всегда вовлечены определенные объекты, то есть деятельность – это всегда единство субъективного и объективного. Субъективное – это то, что присуще сознанию субъекта, неразрывно связано с субъектом: мировоззренческие установки, нравственно-эстетические представления, совокупность норм и ценностей.

В процессе деятельности человек стремится удовлетворить свои потребности. Потребности, являясь объективной основой поведения человека, рефлексируются, то есть осознаются. Человек может ранжировать свои потребности, выделяя основные, приоритетные, отдавая предпочтение материальным или духовным. Вторая сторона человеческой деятельности – это объективное, то есть существующее вне сознания субъекта. Это – объекты природы, а также объективированные результаты уже предшествующей деятельности, вовлеченные в данный процесс. К объективной реальности относится также государство, правовые институты, политические организации, мораль, церковь. Субъективное в процессе деятельности объективируется, то есть задуманные человеком планы воплощаются в реальность, а объективное субъективируется, то есть отражается в сознании человека.

По мнению М. Вебера, все виды человеческой деятельности можно разделить на четыре вида: целесообразный – предполагает использование разнообразных средств для достижения цели; второй – рациональный в использовании средств, но нерациональный с точки зрения цели; третий – предпринятый в состоянии возбуждения; четвертый – традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах. Данная схема деятельности связана с учением М. Вебера об «идеальном типе» и призвана служить алгоритмом для описания общества.

В теории исторического материализма – социальной философии марксизма – в качестве исходной деятельности в жизни общества признается материальная производственная деятельность.

Любой акт деятельности возможен при наличии взаимодействий и взаимосвязей. Процесс деятельности не может осуществляться вне отношений между людьми, с одной стороны, с другой – вне отношений людей к материальным объектам, на которые направлена их активность. При этом отношение человека к окружающему всегда осмысленно, в результате чего можно сделать вывод, что понятие «отношение» является социальным. Поэтому в процессе деятельности между людьми возникают устойчивые, воспроизводимые связи, которые называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда.

Общественные отношения придают обществу определенную организацию и устойчивость, исторически развиваясь. Подчеркивая факт, что именно они выражают суть общества, К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» /3/.

Для классификации общественных отношений можно выделить различные критерии: например сферный подход (общественные отношения соотносятся с деятельностью) позволяет выделить экономические, политические, нравственные, правовые; уровни отношений между людьми: государственные и личные отношения, национальные и семейные; исторический подход позволяет рассматривать их в динамике, выделяя, например систему общественных отношений рабовладельческого и средневекового обществ.

Кроме того, выделяют духовные отношения (образование, нравственность, творчество, искусство, религия). Противоположными духовным отношениям являются материальные отношения, то есть отношения в сфере производства. В истории социально-философской мысли в качестве определяющих, базисных для развития общества принимаются или духовные, или производственные отношения. В марксистской теории общества – исторический материализм – в качестве определяющих выступают материальные или производственные отношения. В других философских системах в качестве таковых рассматриваются духовные отношения. Подчеркивая важность духовных основ жизни общества, С.Л.Франк пишет: «каждый человек и каждая эпоха, будучи только стадией и своеобразным выражением жизни сверхвременного единства человеческого духа, потенциально несет в своей глубине все это единство, а, следовательно, и все его исторические выражения» /5/.

Следовательно, общество можно рассматривать как систему общественных отношений. Оно является субъектно-объектной реальностью.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите специфику понятия «социальное»?

2. Что является основой общественной жизни?

3. Что обозначает понятие «общественное»?

4. Чем отличается деятельность человека от активности животного?

5. Какие виды деятельности выделяет М. Вебер?

6. Как понимают социальное действие К. Маркс, М.Вебер, Ю.Хабермас? В чем различие их взглядов?

7. Какие виды общественных отношений Вы знаете? Каковы критерии их выделения?

Литература:

1) Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер -- Избранные произведения. -- М.: Прогресс, 1990. – 690 с.

2) Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров – М.: Аспект Пресс, 1996.—215 с.

3) Маркс К., Энгельс, Ф. Критика политической экономии / К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. – 2- изд. М.: Политическая литература, 1968. -- Т. 46, Ч. 1. –559 с.

4) Сорокин, П. Социальное действие / П. Сорокин. -- Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Радуга, 1992. – 478 с.

5) Франк,С.Л. Задачи социальной философии / Духовные основы общества. -- М.: Радуга. 1992. – 525 с.

ТЕМА III. История философской интерпретации общества и его основных институтов

Возникновение представлений об обществе в античной философии. Особенности понимания общества в средневековой философии. Общественно-правовые идеи в философии Т. Гоббса и Дж. Локка. Мыслители Просвещения об обществе и государстве. Общественная жизнь в объяснении Дж. Вико. Идеи И.Г. Гердера.

Понять и осмыслить общественную жизнь пытались уже античные философы. Ключом видения общества для них было – государство. С позиций государства рассматривали самые разные явления общественной жизни. Например, нравственность у Платона подчинена идеалу государства. Справедливое и совершенное государство – это высшее из того, что может существовать на Земле, поэтому человек ради государства, а не государство ради человека. Этика Платона – это не индивидуальное, а социальное явление духовной жизни, поэтому органически она связана в его теории с политикой. Ее цель -- формирование совершенного общества, а не идеальной личности.

Аристотель в своих воззрениях на государство продолжает традиции своих предшественников, рассматривая интересы государства выше интересов индивидов. Широко известное аристотелевское определение человека как политического животного соответствует древнегреческой традиции приоритета общества над индивидом. Цель государственной власти – общее благо, оно отечески заботится о своих гражданах, укрепляя нравственность.

Античные мыслители высказали ряд ценных идей о политическом устройстве общества, о формах государственной власти и о его природе, но они не смогли создать системно-целостное учение об обществе. Для объективно-целостного постижения общественной жизни необходимо было накопление исторического материала, развитие разнообразных форм общественной жизни, ее устройства и динамики.

В период средневековья появляется интерес к истории, которая трактуется как поступательный процесс от греховного мира к царствию Бога на Земле. Как известно, основные понятия средневекового мышления соотносились с Богом и определялись через него, поэтому представления об общественной жизни также наполнены религиозным содержанием.

В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, формируется новое самосознание человека и его общественная позиция. Представления о человеке, как творце своей судьбы, обусловили новое видение общественной и социально-политической реальности. В духовной жизни стран Западной Европы в ХVI-ХVII вв. происходят изменения, важной чертой которых является рационализм. Уверенность в рациональности мировоззрения открывает путь к методологическому обоснованию науки и способствует более строгому научному объяснению общественной жизни.

С именем Т.Гоббса связаны новые представления о возникновении государства, которое, согласно его версии, создается людьми через общественный договор. Принципиальная новизна позиций Т. Гоббса заключалась в том, что он показал, что не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни кроются истоки государства. Тем самым он разрушил политико-центристскую версию общества. Со времен Т.Гоббса открыта дорога для социологически более глубокого изучения многих сторон общественной жизни: гражданского общества, социального неравенства, труда и т.д. При этом, подобные реалии рассматривались не как простое производное от государства, а как самоценностные явления общественной жизни. Т. Гоббса считают основоположником научной философии государства. «За исключением Макиавелли, который значительно более ограничен, он является первым действительно современным писателем по политической теории» /5, с. 512 /. Современник Т. Гоббса Дж. Локк создал учение о природе общества и государства, которое сыграло выдающуюся роль в истории Европы обоснованной в нем идеей разделения властей. Эта идея разработана им в контексте теории происхождения государства и власти. Он рассматривает государство как результат сознательной конвенции, то есть договора между людьми о добровольном ограничении индивидуальной свободы и переноса части естественного права на структуры власти. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны, поэтому ни один человек не имеет право наносить ущерб другому, его жизни, собственности и свободе. Обязанность каждого –сохранять себя и других. В естественном состоянии -- в одиночку -- выполнять эти обязанности трудно, поэтому люди объединяются в общество, в котором они подчиняются воле большинства. Эта воля большинства представлена законодательной властью, которая является высшей в государстве и назначает исполнительную и судебную.

Дж. Локк разработал принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.

Близкие по духу идеи были высказаны и другими философами Нового времени: Ф. Бэконом, Б.Спинозой, Лейбницем, Р.Декартом. Б.Спиноза подобно другим представителям естественного права и общественного договора, выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных и общественных интересов. Свое наивысшее звучание идея естественных прав и общественного договора получает в ХVII-ХVIII вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. В разных модификациях ее развивали И. Кант и И.Г. Фихте в Германии, Дж. Лильберн и Дж. Мильтон в Великобритании.

Ш. Монтескье, автор знаменитой книги «О духе законов» противопоставлял естественные (человеческие) законы законам божественным (церковным). Он видел достоинство этих законов в том, что они не застыли, а способны к новизне и творчеству.

Ф. Вольтер делает вывод, что по природе своей общественное устройство жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей. Вместе с тем он признавал социальное и имущественное неравенство людей.

В ХVIII в. исследуется влияние географической среды на общество. Например, в трудах английского историка, представителя географической школы Бокля с позиций механистического детерминизма и эволюционизма трактуется общество, что наносит удар по традиционным идеалистическим объяснениям общества и его истории. Одним из первых, кто объясняет общество не из природы, а из истории был итальянский мыслитель Дж. Вико. Он обосновал идею принципиального отличия социального бытия от природного. В ходе истории из человеческих действий и социальных установлений образуется внешняя по отношению к человеку реальность. Эта реальность влияет на человека, поэтому «природа человека, -- пишет Дж. Вико, --- сначала жестока, потом сурова, затем мягка, после утончена, наконец, распущена» / /. Как самостоятельную реальность, исторически формирующую человека, рассматривал общество И.Г. Гердер. Он усматривал специфику общественной жизни в культуре. Общество, согласно его взглядам, не есть механическая совокупность индивидов, но органическая целостность культуры.

Развитие способностей каждого человека зависит от взаимодействия людей, от приобщения к миру культуры.

Все эти идеи подготовили возникновение системных представлений об обществе, для которых характерны концептуальные разработки общественной жизни и ее специфики.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается специфика представлений об обществе в эпоху античности?

2. Что характерно для средневековых представлений об обществе?

3. Какие новые идеи о государстве и обществе формируются в Новое время?

4. В чем суть теории общественного договора?

5. Объясните понятие географический детерминизм.

6. В чем особенность взглядов на общество в творчестве Дж. Вико и И.Г. Гердера?

Литература:

1) Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

2) Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико /Философия истории.

3) Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер / Философия истории.

4) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969, Т. 2 Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. – 1970. 776 с.

5) Платон. Государство. Законы. Политик. / Платон. – М.: Мысль, 1998. – 798 с. Сочинения: В 3 т. М., 1971.

6) Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – М.: Академический Проект. 2000. с.51


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: