Знание как субъективный образ («картина») объективного мира

Более того, проектная деятельность архитектора есть не что иное, как создание «онтологических картин» «единичных вещей» – зданий и сооружений. Архитектурный проект – это знание о том, какова структура проектируемого сооружения, поэтому архитектор-проектировщик, вообще говоря, занимается ни чем иным, как на особом архитектурном языке излагает идею (эйдос) в философском смысле, придавая своим субъективным замыслам ясный онтологический статус.

Чтобы ответить на вопрос «Что такое архитектура?», необходимо, изучив соответствующую реальность на основе имеющихся методологических средств (принципов и методов познания), создать онтологию архитектуры. Такие онтологии создает особая наука – «теория архитектуры».

Философская «картина мира» – это онтология, знание о том, что такое Бытие, какова его структура и формы. «Картина мира» в структуре нашего мировоззрения – это наше знание о том, что представляет собой окружающий нас мир и каково наше место в нем. Но дело в том, что специфические системные «картины мира» создаются (существуют) и на меньших уровнях всеобщности, создаются относительно «малых миров», отдельных окружающих нас явлений и даже отдельных «единичных вещей». Чтобы выяснить, что представляет собой та или иная вещь, явление, процесс, фрагмент реальности, нужно построить его онтологию, его онтологическую картину.

Онтологические картины в архитектуре.

Итак, если «онтологическая картина» – это наше знание о том, что представляет собой та или иная вещь (или Бытие в целом), то построение таких онтологических картин невозможно без познания эйдетических структур, сущностей вещей.

Практические задания.

1. Определите понятия «мировоззрение» и «картина мира». В чем состоят структурный и функциональный аспекты соотношения этих понятий?

2. Сформулируйте два подхода к построению философской «картины мира».

3. Сформулируйте три фундаментальных мировоззренческих вопроса. Приведите примеры частных вопросов, следующих из фундаментальных вопросов Бытия, не упомянутых в тексте лекции.

4. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» ионийцев (письменно).

5. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» элеатов (письменно).

6. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» Платона (письменно).

7. Используя дополнительную литературу, самостоятельно опишите онтологическую «картину мира» Аристотеля (письменно).

Дополнительная литература

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. / Подгот. текста В.В.Целищева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. – 992 с.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. Изд-во «Миф», 1993. Т. 1. – 621 с. Т. 2. – 730 с.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 800 с.

Фэн Ю-Лань. История китайской философии. 1998. – 374 с.

Лекция № 5. Познание как деятельность (гносеология).

Основная проблема: гносеологическая проблема (Горгий).

Цель: уяснить философский смысл понятий «познание» и «знание».

Основные дидактические единицы лекции по программе.

Знание как субъективный образ («картина») объективного мира. Гносеологическая проблема.

Признаки знания: 1) предметность; 2) методичность. Понятие «метод». Структура знания: операциональное (рецептурное) и онтологическое (эмпирическое и логическое) знание.

Познание как отражение предмета в виде образа или понятия. Структура познавательной деятельности: диалектика субъекта и объекта; диалектика чувственного и рационального. Проблема как «знание о незнании».

Основные понятия: гносеология, знание, предметность знания, методичность знания;

метод, методология; рецептурное знание, онтологическое знание; ощущение, восприятие, представление; эмпирическое знание, логическое знание;

познание, образ, понятие; субъект, объект; незнание, проблема.

План

1. Знание как субъективный образ объективного мира.

2. Понятия «метод» и «методология».

3. Познание как деятельность.

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины[50].

Существует огромное разнообразие видов знания, что определяется спецификой познаваемых объектов, различием в методах получения знаний, а также своеобразием их хранения и передачи. Однако все виды знания включают в себя: 1) моменты опосредованного и непосредственного; 2) личного и безличного; 3) явного и неявного содержания.

Для своего социального бытия, т. е. фиксации и передачи от одного индивидуального субъекта познавательной деятельности к другому, знание нуждается в обязательной объективации (или материальном опредмечивании).

Наличие фундаментальных бинарных характеристик[51] в человеческом знании обеспечивает, с одной стороны, его единство, а, с другой, многомерное и поливариантное существование. В принципе, все различия между видами знания (научным, философским, религиозным, обыденным, техническим и т. д.) могут быть объяснены различным удельным весом и различным сочетанием тех или иных его противоположных свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: