Философия Нового Времени (19 век)

Это переходный период к диалектике. Диалектический метод становится ведущим (открытие закона сохранения энергии, открытие клеточного строения живого вещества, развитие эмбриологии, социальные революции обуславливают этот процесс). В самом начале 19 века появляется интерес к человеческой субъективности, то есть к миру чувств и переживаний человека. А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор – представители романтизма. Они рассматривают человека не с позиций разума, а с позиции чувств человека, появляются такие понятия, как страх, тоска, заброшенность. У Шопенгауэра есть своя онтология, которую он излагает в работе «Мир как воля и представление». Не разумное начало правит миром, а некая слепая сила. Мировая воля полностью определяет нашу жизнь и судьбу. Одна из главных проблем – антропологическая проблема свободы, которую Шопенгауэр решает отрицательно.

Кьеркегор писал произведения в форме эссе, занимающее среднее положение между философией и художественным стилем. «Либо-либо» – главное произведение. У Кьеркегора речь идет о борьбе эстетического и этического начала. Эстетика требует реализации эгоистических побуждений, а этика – самоограничения. Выбор между ними можно сделать только с помощью религии. Темы Кьеркегора – тема веры и неверия, тема смерти, тема человеческой свободы. Вера должна быть безоговорочной.

В это же время появляется иное направление – позитивизм. Его сторонником является философ О. Конт. Человечество по нему проходит три стадии: первая связана с религиозным освоением действительности; метафизическая стадия; позитивная стадия – стадия позитивной науки. Вся умозрительная философия должна заменяться опытом конкретной наукой. У Конта философия приходит к самоотрицанию. Конт создает социологию, которая должна принять все методы наук о природе. Ещё один представитель – Г. Спенсер, также был представителем социального дарвинизма. Он переносит на общество выведенные Дарвином законы. Конт и Спенсер – первый позитивизм. Позитивизм едва не становится религией. Дух позитивизма чувствуется в европейской культуре, в том числе и в России. Логическим продолжением позитивизма является марксизма – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Главное произведение – «Анти-Дюринг». Сами создатели назвали свою философию – диалектический материализм. Они соединяют диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. Вслед за Гегелем выделяют диалектику самого мира и диалектику нашего познания. Главная гносеологическая идея – нужно перейти к объективной диалектике. Монизм – единственное начало – материя. Главная мысль гносеологии – мир познаваем, хотя познание бесконечно. Социальная философия – исторический материализм. Главной является не духовная сфера, а материальная в развитии общества. Под материальной стороной понимают производство материальных благ, экономическая сфера. Сущность человека – совокупность общественных отношений, общественно-экономическая формация.

В целом, марксизм рассматривает историю как единый процесс, усматривает прогресс, прогресс рассматривается как смена общественно-экономических формаций. Критерий прогресса – материальная сфера. Марксизм формулирует 2 закона развития общества, носящих универсальный характер с точки зрения марксизма:

  1. Закон, определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Бытие – материальная жизнь людей, прежде всего производство, сознание – духовная жизнь.
  2. Закон соответствия производительных сил и производственных отношений – способ производства. Если соответствие нарушается, то происходит социальная революция.

Марксизм претендует на научность своего учения. Марксизм – самая популярная теория.

«Второй» позитивизм – позитивизм конца 19 – начала 20 века. Это направление развивается физиками, химиками. Э. Мах, Р. Авенариус – представители. Последняя треть 19 века – время революции в естествознании, особенно в физике. Открытие рентгеновских лучей, строения атома повлияли на мировоззрение. Реальность настолько отличается от наших представлений о ней, что нам не следует претендовать на истину. Гносеологические проблемы. Господствует конвенционализм – истина существует по представлениям какой-то конкретной науки. Сильны тенденции агностицизма. Рубеж веков знаменуется сменой научных парадигм. Приходит релятивистская картина мира. Нарастают тенденции иррационализма – философия, отрицающая господство разума. Школа «Философия жизни» – школа иррационализма, главная тема – жизнь биологического существа. На её работу очень сильно повлиял дарвинизм. Ф. Ницше растолковывает жизнь как иррациональное начало, восхищается здоровьем, критикует современную культуру, так как считает, что это культура тухлая, неживая. Ницше мечтает о «новом человеке» – сверхчеловеке. Что понимает Ницше под сверхчеловеком? Работы об этом: «Воля к власти», «По ту сторону добра и зла» – сверхчеловек должен подняться над моральными ценностями. Скорей всего, сверхчеловек по Ницше достигает духовной свободы. Еще одна работа – «Антихрист» (или «Антихристианин») – где он критикует христианство за то, что оно культивирует в человеке слабость. А. Бергсон рассматривает жизнь как некий универсальный космический процесс, который постоянно испытывает влияние духовной эволюции.

К концу 19 века наблюдается широчайший разброс философских идей. В целом философия тяготеет к научности, в ней нарастают идеи иррационализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: