Социальная философия

Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Глобальные проблемы человечества – это совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.

Группа социально-экологических проблем и необходимо совместное искусственное развитие планеты на основе коэволюции. Коэволюция – это целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества, а её разрушение эквивалентно гибели цивилизации.

Группа социально-демографических проблем.

Глобальные проблемы можно решить при условии, что новый миропорядок будет основываться на современной культуре мышления.

Лекция №3 (09.10.2010)

Социальность – деятельность как способ существования человека. Предмет социальная философия – это наиболее общая закономерность развития общества. Задача социальной философии состоит в осмыслении сущности общества, в определении характера взаимосвязи человека и общества.

Значения общества для жизни человека и основных обязанностей человека перед обществом, а так же, построено на основе осмысление моделей общественного устройства.

Другими словами, задачей социальной философии является понимание общества как особого самодостаточного коллектива, взаимодействие людей, обладающего универсальными законами организма и конкретными органами их проявления. Социальная философия изучает не только законы коллективного поведения, взаимодействие людей, но и действия конкретной индивидуальности в той мере, в какой его поведение является социальным над природой.

Человек качественно отличается от живых и неживых систем природы, однако он не сразу научился выделять себя из природного мира и противопоставлять себя ему. Первоначально человек был убеждён в своём родстве с природой и её силами (обожествление природных сил, тотемизм, анимизм), всё это являлось результатом сильной зависимости человеческого количества от условий окружающей среды.

Человек должен был избавиться от этой зависимости, заменив чистое присвоение продуктов деятельностью социального типа. Эта деятельность с одной стороны изменила самого человека (привела к развитию физических способностей и мышления), с другой стороны изменила саму природу (был создан искусственный мир, вторая природа).

В результате общественной деятельности у людей возникло сознание своей непохожести. Это ощущение выделило человека из окружающей среды и даже противопоставило их. Это осознание имеет своим истоком особый способ существования человека в окружающей среде.

Субстанциальный способ деятельности человека – это тот способ существования, который присущ каждому из людей независимо от его пола, возраста, профессии.

Таким способом существования человека является деятельность. Любые явления человеческой индивидуальной и коллективной жизни могут быть сведены к деятельности (искусство, промышленность, производство и т.д.)

Как правило, все феномены общественной жизни определены через понятие деятельности. Общественным будет являться всё то, что вовлекается в поле человеческой деятельности. Таким образом, понятие общественного явления является достаточно широким и включающим в себя самые разнообразные явления (события исторические, инженерные, инфраструктуру, природное сырьё).

Общим родовым свойством всех этих явлений будет их включаемость в процесс человеческой деятельности. Выпадение из процесса человеческой деятельности означает и утрату социального значения. Частью социального становятся лишние предметы, которые практической деятельностью человека.

Совокупность всех социальных явлений возможно разделить на два больших вида:

1. Собственно, социальные (социальные по происхождению). Их нет и не может быть в природе (искусственные спутники).

2. Природные по происхождению, но приобретённые социальное значение благодаря вовлечению в процесс человеческой деятельности (полезные ископаемые, одомашненные животные).

Человеческая деятельность обладает рядом специфических отличительных свойств (по сравнению с деятельность животных):

1. Предметность. Деятельность человека может быть рассмотрена как процесс преобразования вещества и энергии, она обладает физической определяющей, разворачивается во времени, всегда направлена на преобразование окружающей среды или самого себя.

2. Целесообразность и целенаправленность. Любая осуществляемая человеческая деятельность имеет цель. Что отличает её от процессов в природе. Неживые физические системы лишены способности к избирательной деятельности. Живые системы действуют на основе инстинктов, человек всегда действует на основе целевого прогрессивного поведения. Цель – результат поведения, определяемая до начала действия, к которому стремятся системы с формационным типом организации, способные к адаптивному самосохранению в окружающей среде.

3. Адаптивность. Изменение внутренних характеристик системы в соответствии с целями выживания и самосохранения, но при этом сохранение качества определяют системы. Это свойство характерно и для поведения животных, но если животные приспособились к среде путём изменения своего организма (морфологически), то человек не подстраивает организм, а меняет своё поведение, образ жизни и саму окружающую среду. Человеческая деятельность не просто адаптируется, а активный процесс приспосабливается приспособления. Но вместе с тем, приспосабливается природа к своим потребностям, человек не может изменить законы природы, её сущность связи. Человек создаёт искусственную среду обитания (социосферу). В целом, вся специфика человеческой деятельности состоит в том, что она обусловлена наличием сознания, совокупностью высших психических функций лексики, способной к абстрактно-логическому (вербальному) общению.

Лекция №4 (23.10.2010)

Основными сторонами деятельности является субъект и объект. Субъект деятельности – это активная инициирующая сторона целенаправленной деятельности, это носитель деятельностной способности. Субъектом деятельности является человек, наделённый сознанием и способный производить орудия труда.

Объект деятельности это пассивная инициируемая сторона деятельности, это то, на что направлена деятельность. Объектом может выступать любые предметы, явления, процессы, явления действительности и сами люди. Например, человек может быть объектом преступления.

Социальная деятельность всегда двухмерна, то есть имеет субъект и объект. Причиной человеческой деятельности является сознание, выступающее источником целевой программы, но не оно является первопричиной человеческой деятельности. Первопричиной, побудителем механизма деятельности является потребность, потребность – это свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования, это свойство нуждаться в чём-либо (сытым, здоровым). Потребность заключается в способности нуждаться в необходимых условиях своего существования. Потребность можно разделить на два вида:

1. Дефициетные потребности – потребности в таких условиях, без которых само существование невозможно (они необходимы для поддержания своей жизни).

2. Бытийные потребности – это потребность условий, которые необходимы для поддержания определенного уровня жизни.

Потребности являются объективной стороной человеческого поведения, дисциплинирующие сознание и ограничивающие произвол воли.

Потребность для того, чтобы стать деятельностью, должна стать осознанной, неосознанная потребность ни как не влияет на деятельность. Взаимосвязь потребности и сознания достаточно сложные. Существуют, собственно, социальные, отличающие человека от животного, которые возникают только в результате деятельности сознания. Сам характер человеческой потребности, ее сущность определяется не произволом сознания, а независящими от него факторами биосоциальной организацией людей. Существуют потребности, от которых сознание может «освободить» человека только вместе с освобождением от жизни. И духовные, и социальные, и природные потребности присущи человеку как родовому существу, принадлежат ему в силу того, что он человек. Потребность выступает как причина деятельности, она направляет сознание. Потребности не исключают свободы воли. Воля как раз и проявляется в способности устанавливать приоритеты в потребностях, выстраивать их иерархию.

По степени значимости потребности можно разделять на первоочередные, актуальные, второстепенные и периферийные.

Вторым важнейшим фактором человеческой деятельности является интерес. Интерес производен от потребности, он выражает отношение субъекта к необходимым средствам удовлетворения потребности. Интерес, так же как и потребности, представляет собой объективное свойство людей, выражающее способ их существования вне. Интересы, как и потребности, зависят от уровня развития общества, экономики, социальных отношений, политического устройства и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: