Основные направления развития русской философии конца 19-начала 20 века

Серебряный век русской культуры (после Пушкина), век максимального расцвета русской философии. – конец 18-го и начало 19-го.

Отец Павел Флоренский, Сергий Булгаков.

Русский персонализм – основа для оформления экзистенционализма. Лев Шестов, Николай Бердяев.

Русская феноменология. Густав Шпет.

Социально-критическая линия. Марксизм. Плеханов, Ленин, Луначарский.

Русский структурализм. Русская формальна школа. Виктор Шкловский, Яков Пропп.

Позитивизм. Аналитическая филос. Александр Богданов.

Русский диалогизм. Михаил Бахтин, Александр Лосев.

Степин В.С.

Неклассическая философия.

Классика и неклассика: 2 типа рациональности

Середина 19-го века.

Позитивизм реализовывал традиции, заложенные

Философия марксизма

Философия жизни (Шопенгауэр‚ Ницше)

Под классической философией понимается все 200 летнее развитие заканчивая Гегелем и Феербахом‚ которая была ориентирована на философию как на рациональное обоснование предельной бытия.

В этом контексте философия рассматривалась как наука наук‚ наиболее систематизированная система знаний – РАЦИОЦЕНТРЧНАЯ философия.

Неклассическая начинается ас преодоления установок на понимание разума как универсального метода понимания мира и метода его познания. В отличие от всех предшествующих: не имеет единого мировоззренческого центра под которые в равной степени можно привести культуру‚ природу и т.д.

  Классика НЕклассика
В сфере онтологии   1. Объективизм как попытка объяснения действительности с позиций которого интерпретировался человек   Связана с субъективизмом Нет поиска субстанциональных начал   Проблема: человек, общества, культура, творчество, наука  
2. Принцип тождества бытия и мышления. 3. Моноцентризм   Рассматривает действительность как иррациональную в своих исходных состояниях. Разум и порядок укоренен. Полицентризм
В сфере гноссеологии 4. Преодоление рационалистических основ познания Акцент‚ учет возможных иррациональных условий реализации познания
  5. Поиск единой истины‚ которая едина для всех народов Релятивизм в отношении истины: суть которого: все относительно‚ истина всегда конкретная и обусловлена рядом факторов.
  6. Жесткая оппозиция субъекта и объекта Снятие демаркации субъекта и объекта и включения
В сфере антропологии 7. Понимание того‚ что разум составляет основу понимания человека. 8. Человек рассматривался в неразрывном единстве с природой и обществом, т.к. и человек и природа и общества основывались на единых принципах организации. Постулирует одиночество человека по сравнению с природой, другим человеком
  9. Рассматривала человека в соотнесенности ‚где свобода – это осознанная необходимость. Преодоление любой необходимости‚ свобода как самостоятельное действие‚ поступок‚ суждение вопреки необходимости.
Социальная философия. Философия истории 10. Идея прогресса науки и техники как основного смысла науки и истории Отрицание прогресса
Социальная структура 11. Общество и человеческие взаимосвязи рассматриваются в рамках единой‚ предустановленной природой. Акцента на антиномичности (противоречивости‚ конфликтности) социальных связей и отношений. Радикальных отказ от возможной установленной гармонии.
Культура 12. Исходит из существования общечеловеческих ценностей‚ которые составляют цель человеческого творчества, общий идеал Ницше: ˝Бог умер и люди убили его˝. Смерть общих ценностей. Бог умер и удинственный‚ кто может его заменить – человек.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: