double arrow

Лекция № 7. Математика обезразмеривает, убивает идею вещи. Каждая вещь должна занимать естественное место (в природе). Главная цель физика – изучение целевых причин

Математика обезразмеривает, убивает идею вещи. Каждая вещь должна занимать естественное место (в природе). Главная цель физика – изучение целевых причин. Описание ученого – включённый наблюдатель, т.е. как часть природы. Мы вещь среди других вещей. В XVII в. произойдет прямое отрицание идеалов Аристотеля (количественность, эксперимент, отсутствие целевых причин, главное – действующие причины, наблюдатель независим – мы иные по отношению к природе, т.к. нет системы мест вещей) => проблема обоснования возможности человека свободно постигать мир (право на субъективность мышления). Изменение самого типа человека.

Александр Македонский => эпоха эллинизма: кризис полиса => новые философские направления, Платон, Аристотель считаются «древними».

Mainstream – 3 основных движения эпохи эллинизма и Рима:

· скептики

· стоики

· эпикурейцы

Скептики. Основатель – Пиррон (участник походов Александра): что мы можем знать абсолютного об окружающей среде? Ничего, кроме имён вещей (связь 2 имён в уме – это вся познавательная работа). Не хотят отождествлять язык и природу. Вещи неразличимы. Это мы их различаем в целях своей практики => любой человек вынужден жить в мире своих собственных представлений; нет абсолютной истины. Что бы ни происходило, надо соблюдать спокойствие. Получение знания – тоже нарушение этого спокойствия. Искать универсальную систему координат – бессмысленно: всё меняется, ты живёшь в своём мире (=> экзистенционализм?), умрёшь только ты. Но остается коммуникация => взаимопонимание, объединение различных личных миров. Скептики не могли ответить =>

Стоицизм. Афинская школа (Зенон из Палестины, не мог купить землю => занятия в общественном месте: портик Στόα Ποικιλός– «расписной портик», место à la Арбат). 3 этапа развития:

· древний стоицизм IV-III в до н.э. Зенон, Хрисипп, Клеанф (>600 сочинений, не сохранились)

· средняя Стоя II-I в. до н.э. Посидоний, Поэций (некоторые тексты сохранились, в т.ч. цитаты из древней Стои)

· поздняя Стоя (Рим) I-II в. н.э. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – разработка вопросов этики, нет интереса к космологии. Сближение со скептиками, эпикурейцами по взглядам на природу человека. Стоицизм – философская попса.

Что связывает вещи? Что есть идеальное? – λογος Гераклита (материальное начало – пассивная материя, активное – логос). Нематериального бытия не существует, только телесное (даже бог должен быть телесен). Что придаёт форму? – Логос.

Логос обладает предвидением. У него есть πρόνοια (providencia – лат.) Логос заботится о том, чтобы в каждой вещи проявился «микрологос» - сперматический логос (λογος σπερματικοι). См. Аристотель; а можем ли мы разглядеть свой собственный логос и понять, как устроен большой? Что мешает? – Любой человек погружен в мир возмущений (страсти). Апатия (бесстрастность) => можно заниматься самоизучением. Любую неприятность и любое удовольствие следует воспринимать равнодушно. Есть опасность замкнуться на самом себе, но общение не возбраняется. Понимание возможно, т.к. в человеке есть часть целого. Логос имеет свою историю, мы её не можем определить, но логос её знает. В нашем логосе отражено всё, кроме конечного замысла логоса, к которому он хочет привести мир: мировой пожар, всё сгорит, а логос останется. Начнётся новая история, но всё будет протекать по тому же сценарию точно так же. Бесконечный круг. Предел развитию будет!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: