Лекция №8. Логос мыслит за человека, и это не всех устраивает

Логос мыслит за человека, и это не всех устраивает.

Эпикурейцы (с IV в. до н.э., Афины)[4]: альтернатива Платону, Аристотелю, стоикам – открытая школа, доступная для всякого желающего. В планах – сеть таких школ, выпускники основывают подобные школы. Сохранилась переписка с «филиалами».

Внешне учение эпикурейцев представляет собой воспроизведение древнегреческого атомизма: идеальное не существует, нет идей, предшествующих человеку, мир состоит из атомов, нет исходного замысла. Человек способен посредством чувственного опыта воспроизвести адекватно окружающую реальность, человек не может спрятаться от мира. Нельзя спастись от реальности мира, ни как у скептиков, ни как у стоиков. Главная линия поведения – одинаково равнодушное восприятие и удовольствий и страданий => можно освободиться от власти мира (сторонний наблюдатель по отношению к собственным страданиям и удовольствиям). Эпикур: бесконечное число атомов, но конечное число разновидностей атомов (размер, форма, вес); в пустом бесконечном пространстве атомы падают сверху вниз; существует минимум размеров атома и пространства, в рамках кванта пространства атомы могут смещаться и взаимодействовать друг с другом. Эпикур возложил на человека бремя выбора и ответственности. Быть эпикурейцем трудно, но с течением времени их становится всё больше.

Новая эра: сдвиг в структуре философии: частные философские кружки, которые не стремятся к авторству, но к воспроизведению существующих учений. Почему возникла потребность в философии? <= проблема самоопределения.

Неоплатонизм. С III в. н.э. Плотин (205-266), два хранилища знаний «Мусей» - Александрия, Антиохия (Дамаск). В Александрийской библиотеке 500.000 единиц хранения => попытки «компиляции», в т.ч. попытки создать единую религию. Плотин учится у Аммония (букв. «учитель», но текстов не осталось), позже создаёт философскую школу. Его ученик Порфирий объединяет 54 трактата Плотина в 6 девяток – «Эннеады». Огромная роль в формировании науки Нового времени (=> Ньютон, Галилей). Они реабилитировали понятие материи (по сравнению с Платоном), телесного. Едино ли бытие? – да, но тогда материя и идеи Î одному пространству. Единое (μονή) и есть Бытие, нет разных видов Бытия. Бессмысленно противопоставление материального и духовного. Материя является отображением (вечного) ядра; отблеск математических правил => надо изучать мир и познавать структуру отдалённых частей материи.

Как из центрального ядра вырастает материя? Что может сделать человек в этом мире? Существует не поддающееся описанию μονή, которое обладает единственной способностью – к творчеству => стремится выйти за собственные пределы (πρόοδος), превзойти самоё себя и порождает ум (Νοϋς) – разумное отображение Единого. Ум Éвсе идеи, связанные со структурой Единого. Ум содержит все платоновские эйдосы, но у него нет способности к действию. Должна быть действующая сила, которая может реализовать идеи – Душа (Ψυχή) – это перводвигатель Аристотеля. Без Души идеи не смогут найти реализации, стать актуальными. Душа наделяет каждую вещь маленькой душой (ψυχή). Т.е., происходит возврат к пифагоровской традиции – описание мира символами.

Идеи Плотина – синтез (Платон, Аристотель, стоики), но по-новому возникает человек как одна из вещей со своей душой: единственное существо, которое способно от многого вернуться к Единому (поворот - επιστροφή). Человек может связывать множество фактов, вещей, находить общее => способен двигаться в обратном направлении к созерцанию ума (мир платоновских эйдосов). Научное познание в рамках телесного мира; чтобы созерцать душу и ум, необходим выход – трансценденция. Высшая цель – научиться созерцать Единое как таковое. Но это невозможно описать; Единое невыразимо, его не с чем сравнить. Невозможно даже описание экстаза созерцания Единого.

Школа Плотина – ещё один вариант поиска своего места в жизни. Много признаков христианского вероучения, но человек спасается. Отличие от христианства: 1. Всё в твоих руках, человек спасётся сам; 2. Единое не может не порождать остальное. В христианстве: 1.Бог мог творить, а мог и не творить мир (мир – искусственная реальность); 2. Человек спасётся только по воле творца.

Античная философия: идея ßà тело (противопоставление)

Христианское миропонимание (средневековая философия): тварь ßà творец (тварное и творящее Бытие). Всё, что имеется, имеет место (по определению, так как искусственно). Человек – не более чем часть искусственного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: