Лекция № 9. 313 Ликиний и Константин – «Медиоланский эдикт»: разрешение христианства – год рождения новой философии

Средневековая философия.

313 Ликиний и Константин – «Медиоланский эдикт»: разрешение христианства – год рождения новой философии.

381 император Феодосий I: христианство – единственная разрешенная религия на территории Римской империи.

395 разделение империи на Латинскую и Византийскую (грекоговорящую). В последней сохраняется письменная традиция, литература древнегреческого языка.

476 падение Западной Римской империи. Возникновение варварских королевств, вожди которых подражают византийскому императору.

1453 падение Константинополя

Средневековая цивилизация Запада: 1. Античная основа (право, литература, философия); 2. Христианство – культурообразующий фактор; 3. культура варварских (германских) племён.

Христианству надо было учить. Школы – под государственным контролем => преподавание христианства. Содержание христианской веры надо было выразить в знакомых людям терминах. Инструмент только один: языческая античная философия. Но сами христиане – против: языческая философия – демоническая. Христиан удалось переубедить, «учебник христианства» пишут неоплатоники.

В христианстве есть два тезиса, расходящиеся с идеями неоплатоников: Бог есть творец мира по собственной воле (искусственное происхождение мира), человек спасается только по выбору и действию Бога (человек не может заставить Бога). У Платона: бог-Демиург зависит от вечных неизменных идей и свойств материи. У Аристотеля: мир существует вечно, он никем и никогда не создан, но существует вещь, которая может считаться сотворённой. У стоиков: есть идея о конце мира, но Логос ≡ материя => бог – везде => бессмысленно спасение. Поэтому системы античности нельзя было задействовать на 100%.

Середина IV века: надо разработать новую систему категорий: тварное бытие ßà творящее бытие. => У Аристотеля – тварный мир, у Платона – творящее (Аврелий Августин, северная Африка, 354-430): идеи – мысли Бога (появляется категория мышления!). Но идеи – вечны и неизменны, и Бог вечен и неизменен. Как появляется мир, в котором существует время? – Время является тварным, время материя, существует момент возникновения времени! =>

· значит ли это, что Бог задумывает только один мир? – ограничение творческой способности Бога (XIII век: Бог может сделать столько миров, сколько захочет. Но они причинно не связаны с нами).

· «Треугольник Августина» (only for MIPT!):

человек – по образу и подобию: в тварной душе есть отблески идей Бога. Человек может распознать божественные замыслы в окружающем мире, но могут быть ошибки.

У Бога может быть 2 состояния: творить добро, не творить добро (Ветхий Завет – история о том, как Бог не творил добро, а на незащищенных людей набрасывлись люди, творившие зло; в Новом Завете Бог творит добро). У человека – 4 состояния: творить и не творить добро, творить и не творить зло.

В каждой проблемной ситуации, с которой сталкивается человек, бог творит несколько путей-выходов, из которых человек волен выбирать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: