double arrow

Хождение игумена Даниила


Октября 2011.

Сентября

Идейная направленность переписки Грозного с Андреем Курбским. Характер писательской манеры Ивана Грозного.

Билет 12

1. В каких произведениях древнерусской литературы и как отразились события монголо-татарского нашествия?

1. События, связанные с монголотатарским нашествием, получили широкое отражение в литературе той поры в таких произведениях как:

1)«повесть о битве на р. Калке»

Автор неизвестен. Жанр: воинская повесть. Состоит из 2х частей:

Весть о появлении неизвестного народа принесли в Киев половцыВ битве приняли участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства, что и явилось причиной разгрома на Калке, указывает повесть. Битва с татарами, русских меньше, сражались храбро, но погиб александр попович и 70 полководцев.

(Александр попович- 1)историческое лицо

2)вымышленное имя)

2)«повесть о разорении батыем рязани»

Автор: евстафий II. Жанр: воинская повесть. Состоит из 4 частей.

2. Князь Курбский был одним из приближенных Ивана Грозного. Он опасался, что царь в любой момент может казнить его, поэтому бежал в Литву. В своём послании Курбский объясняет причины бегства, мотивируя это усилением царской власти, тиранией Грозного и жестокими расправами над боярами . В этих переписках исторические деятели обсуждают исторический путь России и политический строй. По мнению Курбского, власть монарха должна ограничиваться кругом приближённой знати, по мнению Грознаго власть должна быть самодержавна. По его мнению, царская власть от бога и только для царя, более никто не смеет управлять страной. Для Грозного Курбский предатель, враг христиан. В его стиле видно его сумасшествие. Он начинает сдержанную речь, а потом срывается на обзывательства и на эмоциональные речи. Для Грозного Курбский – «собака». Бегство князя – измена отчеству и царю.




Гудзия «История древнерусской литературы, курс лекций»

Федорова и Сомникова «Хрестоматия»

Древнерусская литра, особенности:

- религиозный характер (жития святых)

- рукописный характер

- каноничность

- публицистичность

- связана с историческими процессами

Причины возникновения дррусской литры:

- создание раннефеодального гос-ва

- принятие христианства

Первые книги — переводы. Библейское пятикнижие.

Псалтырь.

Русское язычество было бледно и никчемно. У них ничего не было.

*Произведения следует читать в оригинале, но если будет не понятно, то можно прочитать на современном русском языке.

**Первое по времени литературное произведение - «Слово о законе и благодати»

*** Приемы художественной выразительности раньше, чем в литературе, появились в фольклоре.



«Фольклор как искусство слова»

ХII век

Хождениями назывались произведения с описанием путешествия на Восток.

Хождение Даниила — в Палестину.

Игумен — настоятель монастыря, но в произведении не сказано, из какого монастыря. Возможно, Юрьевский епископ.

Хотя он описывает путешествие в далекую страну, русская жизнь нашла отражение в этом произведении (сравнивает реку Сосновку с Иорданом; записал на вечное повиновение имена 10 русских князей, находившихся во вражде)

Паломническая литература, религиозное путешествие.

Привлекает тем, что в нем описаны величайшие христианские святыни, также оно является путеводителем, указателем маршрутов («от Ерихона до Иордана пять верст великих...»).

Какие места: Иерусалим, Галилея, Назарет, Галилейское озеро, Иордания. Очень подробно рассказывает о природе Палестины, о ее дарах (очень понравился Виноград). Описывает гору Хеврон.

Все подробности описаний — подробности очевидца.

Какая тайная сердечная мысль привела Даниила в Палестину? Молитва о русской земле, о всех ее князьях и крестьянах (рассказывает в заключении). Три дня он молился за русскую землю.



Новаторское произведение.

Период жанрового строительства древнерусской литературы.

Закладывается жанр религиозного путешествия. Все остальные писатели учились у него.

Манера изложения заключается в простоте. Повествование ведется от первого лица. Манера вытекает их самой природы жанра. Главное действующее лицо — сам путешественник.

Произведение пользовалось огромной популярностью на Руси.

«Слово о полку Игореве»

Конец XII века

обязательно перечитать!

Большего вопросов на зачете связано со «Словом».

Появление летописей про Ярославе Мудром. Пришло осознание, что есть русская земля, как расселились славяне. Потом появился высокий героический эпос ---> «Слово».

«Слово» переведено на многие языки мира.

В 1985 году ЮНЕСКО отличало юбилей событий, описанных в «Слове» (1185 год).

Находится в одном ряду с памятниками европейского средневековья.

История обнаружения !!

Заслуга обнаружения принадлежит графу Мусину-Пушкину. Выдающийся государственный деятель, историк, коллекционер редких рукописей, член российской академии. Его собрание исторических редкостей насчитывает несколько тысяч номеров.

Открыл «Поучение чадам» и «Лаврентейскую летопись».

«Слово» было найдено случайно, ничего не было известно о бытовании этого произведения до XVIII века. Находка связана со Спасо-Ярославском монастырем в Ярославле (сейчас там музей). Настоятелем монастыря тогда был Иоиль Быковский. Последнюю четверть XVIII века, в 1788 году, монастырь был упразднен. Но Иоиль Быковский остался жить там до самой своей смерти. В 1788 году у Иоиля Быковского был приобретен Спасо-Ярославский хронограф, в состав которого входило «Слово». Это была единственная рукопись в монастыре, состоявшая из светских произведений. Конвалют — сборник, состоящих из нескольких самостоятельных произведений, скрепленных в один том. Было сказание о Бельгийском царстве, географическое сочинение «Описание земноводного круга», «Словом» завершался.

В истории приобретения есть много неизвестного.

В 1813 году историк Калайдович написал Мусину-Пушкину письмо с вопросами. Тот отвечал, что Быковский находился в недостатке, его комиссионер купил у него все русские книги. Калайдович опубликовал его ответы после смерти Мусина-Пушкина.

1791 — указ Екатерины второй о том, что нужно скопировать все ценные рукописи, находящиеся в монастырях, а потом вернуть их на место.

Князь Хованский возбудил дело против Мусина-Пушкина из-за того, что тот забирал рукописи из церковных библиотек. Мусин-Пушкин убеждал,что хронограф принадлежал не монастырю, а лично Быковскому, но это не так.

1787 год Спасо-Ярославский хронограф был отдан.

Он был внесен в опись имущества монастыря.

В 1788 против Спасо-Ярославского хронографа стоит запись «уничтожен за ветхостью».

То есть... присвоил ли ее Мусин-Пушкин?

Михаил Матвеевич Херасков «недавно найдена поэма неизвестного автора, в ней упоминается баян, стихотворец».

«Два года назад (не верно) найдена поэма, которая напоминает Асиановские поэмы»
Была сделана копия для Екатерины второй, которая затерялась в ее бумагах и была напечатаны в XIX.

Готовил печать Бантыш-Каменский. Помощник Малиновский.

Очень опытные полиографы (дисциплина, занимающаяся изучением рукописи, в особенности ее внешнего вида: на чем написано/орфография/есть ли водяные знаки)

Рукопись «Слова» была написана на бумаге — она поздняя







Сейчас читают про: