Создана в 16 века

Муромо-рязанская литература.

Новгородская областная литература.

Века

Литература периода образования Московского государства

в 13-34 веках Московские князья, как и прежде, боролись за свое первенство среди других князей, и нередко случалось, что причиной гибели какого-то князья являлся его соотечественник, то есть князья зачастую строили против друг друга козни.

В северо-восточной Руси Московское княжества особо не выделялась ни по силе, ни по размеру. Дальнейшему возвышению Москвы немало способствовало географическое положение Москвы: она находилась в центре Русских земель, был отток населения с южных частей Руси. При Даниле Александровиче в 13 веке началась каменная застройка Москвы: в районе Даниловской заставы строились храмы, заставы, башни. Но важнейшую роль в возвышении руси сыграл сын Даниила — Иван Калита (что в переводе значит «денежный мешок»). Это было очень мудрый и дальновидный правитель, получивший ярлык на владимирское на правление у татар. При Иване Калите княжество стало более населенным, потому что появлялись новые города и отстраивались старые, в Москву была перенесена резиденция метрополита, что выделило Москву среди других княжеств. Если оценивать его объективно, то Иван Калита был весьма неразборчивый в средствах политик, но его деятельность способствовала возвеличиванию Руси. При его правлении было сорокалетнее затишье: он откупался от татар и много еще чего делал.

В 1562 году Дмитрий Иванович (1350-1389), сын Калиты, которому при смерти отца было всего 9 лет, получил ярлык Золотой орды. В том же году в летописях появилась запись о Мамае, будущем татарском лидере. В будущем Дмитрий Иванович объединит всю Русь и будет противостоять Мамаю, который в свою очередь пытался защитить свое государство. При Дмитрии Ивановиче продолжалось градостроительство: в 1366-1367 году была возведена каменная стена московского Кремля, а также при нем развивалось книжное дело, возобновились контакты с другими государствами, паломничество в Константинополь, Иерусалим, а внешнеполитические отношения были сложными только с Ордой и Литвой. В 1372 году на реке Воже московский князь Дмитрий Иванович одержал первую победу над татарами. Через два года произошла Куликовская битва.

Дмитрий Иванович в 1380 году начал собирать русские войска, отправлял гонцов другим князьям, они ловили гонцов и узнавали информацию о наступлении Мамая. Мамай выступал при поддерже Литвы и рязанского князя.

Куликовская битва нашла отражение в огромном количестве памятников, но не во всех из них описываются события, предшествующие битве. Одно из произведений - «сказание о мамаевском побоище».

«Сказание о мамаевом побоище»

Это самое обширное произведение из цикла произведений о куликовской битве. В нем рассказывается, как происходили события, как собирались московские войска. Сбор был в районе теперешней площади Ногина, потом они двинулись к Коломне, куда пришли 20 августа, переправились через оку, подошли к Дону 6 сентября. Мамай медлил, потому что ожидал помощи союзников. Дмитрий Иванович созвал военный совет, на котором решался вопрос — переходить или не переходить Дон? Решили, что переходить, и что сражение будет на поле Куликовом. Соорудили переправы, нашли броды. Существует легенда, что переправочные средства были уничтожены, чтобы биться насмерть. 8 сентября 1380 года утро выдалось туманное, неприятель не видел6 как русские переправляются, как были расставлены войска. Когда туман рассеялся, татары увидели необозримые русские воцска. Битва началась с 6 утра, к 9 часу некоторые части русских войск были повержены. Но в 9 часу вырвалось из засады войско, ударившее татар и повергнувшее их в бегство.

Считается, что сказание было создано во второй половине 90 годов 14 века.

Рассказано о том, как накануне сражения Дмитрий Иванович снял княжеские доспехи, передав их любимому боярину, в простой одежде вышел в строй. Был контужен, лежал среди других воинов на поле боя — его еле отыскали.

«Сказание» - это публицистическое произведение, которое призывало к объединению московских князей.

На современников это произведение произвело огромное произведение.

«Задонщина»

Это произведение, которое доказывает подлинность «Слова о полку Игореве», но она также имеет самостоятельное значение — это непосредственный отклик на событие 80-х годов 14 века.

Вероятное время создания — 80-е, начало 90-х годов 14 века. Тут сказание о Мамаевом побоище, о событиях до этого и так далее, есть комментарии к тексту, предисловие, послесловие. «Задонщина» дошла до нас в 6 списках.

Автор — рязанец, боярин, который принял постриг, имя его упомянуто в заголовках 3 списков этого произведения — Сафоний Рязанец, но в тексте его имя употребляется так, что можно подумать, что он не автор «задонщины», а автор какого-то другого произведения по мотивам «слова о полку игореве».

Автор использует старую форму слова. Образы русских князей, женщин, бояр, и сравнения как в «слове», есть даже текстовые совпадения. Печать вторичности лежит на этом произведении, нет и тене гениальности — считают, что эти 2 произведения нельзя сравнивать. В «задонщине» больше религиозного налета, потмоу что укреплялся союз княжеской власти и церкви. Широко использовал фольклор, особенно характерные для него отрицательные сравнения. В «слове» тоже использовался фольклор, но больше было оригинальных образом. В «Задонщине» больше темных мест, больше испорченных кусков. В «слове» ярче выражена политическая идея о сплочении русских сил под властью русского князя. Чтобы провести эту идею в произведении, автору пришлось приукрасить произведение (например, написав, что «все русские князья участвовали в этом походе», что на самом деле было не так — не было, например, рязанского князя и многих других).

Московская тенденция с ее претензией встать во главе выразилась в этом произведении.

Тема Куликовской битвы прошла через русскую литературу. Самый первый литературный отклик — у Ломоносова о мамаевском побоище.

Полное изображение Куликовской битвы было в трагедии Владислава Озерого «Дмитрий Донской», которая была поставлена на петербургской сцене в 1807 году. Зрители были одушевлены патриотическим подъемом (шла война с Наполеоном). У Блока есть целый цикл «На поле Куликовом», хоть там и нету описания битвы, действие — накануне боя, весь цикл пронизан оущщением смертельного поединка.

В 70-е годы прошлого века академик Лихачев высказил мысль о задержанном, несостоявшемся возрождении в России 14-15 веков. В чем проявились эти тенденции?

Во внимании к психологии человека, человеческой личности

в усилении контакта с южными государствами. В Русь приезжали ученые, переводчики и так далее

«Житие Степана Пермского»

Автором этого произведения является Епифаний (умер в 1420 году), за свой талант илитературные способности прозванный Премудрым. Епифаний Премудрый был из Ростова Великого, очень неодобрительно относился к Московской политике, хоть и получил там образование. Дружил с Сергием Радонежским, жил в троицко-сергиевой лавре. Умер, как считают ученые, в 1420 году — во всяком случае, не позже.

Но житие Епифания сохранилось не в очень хорошем виде. Лучше сохранилось «Житие Степана Пермского». Как и полагалось, автор говорит в начале о своем невежестве (это дань традиции). Стефан пермский умер в 1396 году. Епифаний говорит, что у Стефана были хорошие, набожные радотели, родился он в Устюге — это двинская земля, отец был дичком (пролетарием), учить начали его в 7 лет по традициям того времени. Уже год спустя он помогал отцу в церкви: читал молитвы, каноны, хоть за год и трудно было овладеть грамотой. Интересы Стефана Пермского определились еще в детстве: это церковь и книжная культура. У него был вопрос: куда пойти? Постригся в монахе. Младшим товарищем у него был как раз Епифаний Премудрый, они очень подружились. Стефан не только читал книги, но и писал их, переплетал. Он говорил по-гречески, по ново-гречески, владел разговорным греческим языком, отправлен был в зырянскую (?) землю миссионером, назван был Стефаном Пермским — но не по названию современной Перми (Пермь возникла в 17 веке), имелась ввиду Зырянская земля (или земля Коми, или Пермь великая, которую сейчас называют Черднью).

Стефан был настоящим филологом, выучил безо всякого труда зырянский язык. Но у зырян не было книг и даже христиан не было. Стефан проанализировал зырянскую фонетику, придумал буквы для звуков, стал переводит для зырян книги — таким образом присоединив зырян к общеевропейской культуре. Решил принять священство 9как раз во время Куликовой битвы). Авторитет Стефана пермского возрос после спора с зырянским шаманом Павом о том, у кого правая вера. Вести спор на уровне слов с зырянским шаманом совершенно нельзя было, потмоу что противники были не на равных условиях. Решили разрешить спор при помощи божьего суда: Стефан предложил Паву испытание — взойти в горящий костер. Кто поколеблется — у того вера неправая. Время спора — очевидно зимнее, потому что второе испытание связано с прорубью: войти в реку в одну прорубь, пройти по дну и выйти из другой, но Пан и на это отказывается. Зыряне рассердились и даже хотели его казнить, но Стефан заступается за него и его с семьей просто ссылают в Сибирь.

Стефан — 18 по счету епископ в русской земле. Это обозначало присоединение зырян к Российской земле. В Зырянской земле Стефан строил храмы, больницы и так далее.

Житие заканчивается тем, что в 1396 году Стефан Пермский поехал в Москву, там заболел и умер. Похоронен был в Москве, в монастыре Спаса на Бору, в усыпальнице рюриковичей, что было неслыханной честью.

Затем в житие начинается риторика: плач людей, земли, и похвала самого Епифания Премудрого. В 1933 году собор, построенный в его память, был снесен. А еще раньше снесли Кремлевскую церковь Спаса на Бору, вытащены были все захоронения, развезены все останки, и существует предание, что Стефана похоронили под Успенским собором.

Он был своим не только в Пермской земле, но и в Вятской, которая находится по соседству.

Свой стиль Епифаний Премудрый охарактеризовал как «Стиль плетения словес» - это витиеватый стиль, эмоционально-экспрессивный, который характеризуется нагнетанием однокоренных слов. Для этого стиля характерны амплификации — это цепочки синонимов.

Эти предвозрожденческие тенденции определеннее всего проявились в географической литературе ив произведениях, где требовалось восхваление.

Столетие битвы за Доном ознаменовано событием, которое вошло в историю как Стояние на Угре в 1480 году. Угра — это приток Оки, небольшая речка, текущая в Калужской губернии. Может быть, она было очень полноводной в то время. События происходит при великом князе Иване 3. Хан Ахмат, узнав, что на Угре стоят русские силы, пришел с войсками и стал с другого берега. Так они и стояли, не двигаясь. Ахмат медлил, ожидая помощи от Литвы, что было его большим просчетом. Русские решили, что битва начнется, когда Угра встала — а встала она в ноябре, но хан не двинулся. Татары ушли, не дав сражение, так что считается, что Угру оберегает пояс Богородицы, потому что севернее Угры татаре не прошли. 11 ноября 1480 год — день ухода татар от Угры — считается днем полного освобождения от татар.

После этого события русские князья отказались платить дань. Изменилось соотношение сил между русскими и татарами, начался распад золотой Орды, и никогда после 1480 года русские не испытывали длительного господства иноземцев.

29 мая 1453 год — пал Константинополь. Это событие оказало влияние на русскую историю, русскую литературу, об этом событии идет речь в нескольких произведениях. Константинополь (или Царьград) захватили турки. Русские считали, что это наказание грекам за отпадение от православной церкви, ведь в 1439 году греки пошли на соглашение с католической церквью. Правда, Константинополь это не спасло и он пал. Русские посчитали Москву Третьим римом. Эту идею или теорию озвучил старец Филофей, который был приглашен к двору великого князя Василия Ивановича в 1523 году. До него никто так полно и величественно не говорил об историческом призвании Российского государства. Это публицистическое произведение, которое способствовало возвышению Москвы, соединению земель вокруг Московского княжества. Эта идея «третьего рима» отразилась в следующих произвдениях: «Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера, «Повесть о Вавилонском царстве» и «Сказание о князьях владимирских».

В 1463 году от своей независимости отказались Ярославские князья, потом — Новгородские князья, в начале следующего века присоединен был Смоленск, Псков, а последним присоединенным княжеством стала Рязань. Объединение Москвы было закончено при Иване 3 во второй половине 15 века. Его княжение было отмечено: воссоединение земель вокруг Москвы, Куликовской битвой и изданием Судебника — общерусского кодекса законов.

Новгородские и Куликовские князья были основным центром децентрализации, они были конкурентами с Россией и претендовали на объединение вокруг них. Борьбу возглавляла женщина — Марфа.

Процесс подчинения княжеств был очень тяжелым. Например, московская агрессия на новгород сопровождалась неслыханными грабежами и сбрасыванием колокола.

Новгород — второй древнейший литературный центр руси, население его было грамотным, о чем свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты, и грамотные были даже женщины.

«Повесть о Новгродском белом клобуке»

Написана примерно в середине 16 века. Публицистическая повесть. Клобук — это убор священника.

В произведении рассказывается, что римский папа Сильвестр увидел ангела во сне, который ему велел передать клобук константинопольскому патриарху. А ему в свою очередь тоже явился ангел и предсказал, что Константинополь будет завоеван турками, и надо передать святыню в другое время. В этом произведение выражены стремления Новгорода отделиться от Москвы, а вторая идея — о том, что белый клобук выше и честнее царского венца. То есть это идея о переходе духовной власти в Новгород. (не знаю, откуда взялась это логическое заключение, я уже не успеваю за речевыми оборотами этой женщины, но раз она говорит так — пусть будет так)

«Повесть о петре и Февронии Муромских»

Написана Ермолаем, псиателем и публицистом. Никаких тенденций в этой повести нет. На первом плане — крестьянская девушка Феврония, которая стала княгиней. В этой повести много бытовых описаний, показывается разная социальная среда — и крестьянская, и боярская. Стилистическое своеобразие — в фольклорном влияние. Начало — очень сказочное, например. Феврония — перехитрила Петра, который не собирался на ней жениться, перехитрила бояр, которые незнали, что она хочет забрать с собой (а захотела она забрать супруга своего). Бояре показаны спесивыми и самодовольными, так что тенденции повести — антибоярские. Конец повести романтичный: герои состарились, постригли в монахи, решили умереть в один день. Их похоронили в разных богах, а они как-то оказались в одном, так что тут черты жития. Повесть дошла до нас в 150 списках и 7 редакциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: