double arrow

Октября 2011

Пр о логи — сборники смешанного содержания, где находились молитвы, различные назидательные произведения, расположенные по церковному календарю.

«Киево-печерский патерик»

Создан в Киеве, в Киево-печерском монастыре. Создавался с начала 13 века по начало 15 века.

Патерик — сборник рассказов о жизни монахов того или иного монастыря. Это не рассказ о жизни монахов от рождения до смерти (как житие), патерики — рассказы об отдельных эпизодов из жизни монахов.

Это древнейший из древнерусских патериков.

- 1051 год — в «ПВЛ» сообщается об основании киево-печерского монастыря.

- 1071 год — в «ПВЛ» сообщено о подвижниках (монахах) этого монастыря.

Этот монастырь был рассадником культуры. В 10 веке из него вышло 50 епискофов.

Монастыри кроме деления на женские и мужские делились на:

- общежительные (монахи не имели частной собственности)

- особножительные (монахи сами должны были зарабатывать)

В Киево-печерского монастыре был устав Федора Студита (из Константинополя прислали этот устав). Федор Студит — византийский монах, который прославился своими разговорами с еретиками. Его устав очень прост и очень строг. В нем речь идет о том, что:

1.Соборная молитва выше чем личная. Нужно молиться в церкви (соборное единение).

2.В церкви была особая дисциплина поведения: нельзя было ходить, переминаться с ноги на ногу, вести разговоры. Во время трапезы разговаривать нельзя, монахи на трапезу идут строем. Подавалось только три блюда, не больше. Вне трапезы нельзя ни есть, ни пить, ни держать питье и пищу в келье, без разрешения игумена нельзя даже съесть ягоду в лесу, покидать монастырь, ходить в чужие кельи.

С 14 века был новый устав — Иерусалимский. Он был чуть помягче.

Патерик был создан в стенах киево-печерского монастыря.

В основе патерика — переписка двух монахов этого монастыря — Симона и Поликарпа

ñ Симон - в 1214 году был сделан Суздальским и Владимирским епископом, переехал во Владимир. Умер в 1226 году. Перед смертью принял схину — высшую степень монашества, для которой нужно было вести самый аскетический образ жизни (еда 1 раз в день, спать без подушки и так далее)

ñ Поликарп — монах-черновифец. Он не достиг такой высоты, как Симон. В письме жаловался, что игумен не отличает среди других и ноков. В ответном письме Симон не одобрил честолюбивых стремлений своего товарища, писал, что ничего хорошего нет в этой северной земле.

Части патерика:

1.К своему письму Поликарп прикладывает 9 патериковых легенд — первая часть.

2.Вторая часть патерика - письмо к игумену Панкендину, к которому приложено 11 патериковых легенд.

3.Дополнен «Ж итием Феодосия Печерского» и «Словом о создании церкви святой богородицы Печерской» (Словом о создании Печерской церкви)

На этом памятнике — черты постепенности создания, на нем несколько слоев.

Есть еще одно слово о создании этой церкви. Рассказывается, что из Царьграда пришли 4 мастера градостроителя, увидела ангела и Богородицу, которая велела им строить церкви.

Патерик интересен соединением церковного быта с фантастикой. Фантастические коллизии происходят на фоне монашеского быта.

Постепенно появляются сюжетные повествования, которые к 17 веку приводят к созданию первой русской повести - «Житие протопопа Аввакума».

Киевская Русь имела своих святых, но Московская Русь не признавала киевско-печерских монахов за святых. И только в 1762 году монахов киево-печерской лавры внесли в московские месяцесловы и разрешили им печатать службы в месячных минеях.

Учебник:«Художественная проза Киевской Руси 11-13 веков» Москва, 1957

«Моление Даниила Заточника»

Идея сильной княжеской власти — один из центральных вопросов в русской литературе 11-13 веков, от этого вопроса зависела судьба Родины. Понимали, что нужна сильная княжеская власть. Это идея также была в «Слове о полку Игореве».

Произведение утверждает превосходство власти князя над боярами.

Даниил Заточник — автор двух произведений, очень близких по тексту, в близких редакциях. Одна называется «слово...», а другая - «моление..».

Даниил Заточник — один из самых загадочных авторов в русской литературе средних веков. Даниил — имя, Заточник — возможно, прозвище, обозначающее «заключенный». Из текста произведения узнаем, что он был сослан на озеро Лач, за какую вину — неизвестно. Он бедствует, жалуется на свое положение князю. Неизвестным образом письмо доходит до князя, который решает его судьбу — освобождает Даниила.

По тексту нельзя понять, духовное ли он лицо или светское. Скорее всего светское, потому что идти в монастырь — путь для него не приемлемый. Ясно одно — он не принадлежит господствующему классу. Буслаев (ученый 19 века) считал, что Заточник — сын княжеской рабыни. «Не отрини раба скорбящего, не лиши живота своего. Я раб твой и сын рабыни твоей».

Неизвестно, когда это произведения создано, неизвестно, к какому князю обращено это произведени. Называется Ярослав. Какой Ярослав имеется ввиду? Сын ли Владимира Мономаха (тогда произведение написано в 12 веку) или Ярослав Всеволодович, сын Владимира Большое гнездо (тогда произведение создано к 13 веку)?

Даниил Заточник написал памфлет на богатых людей. Дает смелые советы князю, пишет о его дурных советниках, которые могут его погубить. Утверждает, что покровительствовать надо умным людям, а не дуракам. Описывает пути, которыми можно выбраться из бедности (для мужчины — жуниться на богатой, например), тут же отступление о злых женах, что делает его участником средневекового спора о сущности женшин. «Что есть жена зла — купина бесовская, поборница греху?». Другой путь выбраться из бедности — пойти в монастырь. Но для Заточника это не лучший путь, он говорит, что для него лучше умереть, чем пойти в монастырь ради выгоды. Критика русской церкви, порядков, которые царили в то время в церкви. Заточник предвосхищает все произведения по этой теме, которые будут написаны в 18 веке.

Надо обратить внимание на 2 стихии, которые вроде бы не сопоставимы.

ñВысокая книжность произведения (необыкновенная начитанность автора, он цитирует множество книг)

ñ Скоморошность (скоморохи — артисты-странники. У автора сниженный язык, острословие, некая фамильярность в разговоре с князем).

Это произведение интересно тем, что здесь есть личность автора, как правило в произведениях того времени отсутствовавшая. Впервые нарушается средневековая иерархия, которая рассматрвиает человека с точки зрения нахождения его на этой иерархической лестнице. В центре произведения — внесословный человек, внутренние качества которого (например, ум) являются единственной его мерой ценности. Это некоторый интеллигент своего времени, который стремится пробиться в жизни исключительно благодаря своим способностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: