Литература этапа феодальной раздробленности
13-14 века
Резкая граница отделяет произведения, созданные ло 13 века от произведения, созданный в 13-14 века. Феодальные войны раздробили Русь. Если бы не разобщенность русских князей, не было бы татарского нашествия.
Культурная жизни переместилась из Киева на северо-восток во Владимирское и Суздальское княжество — подальше от татар. Тараты стали известны русским в 12 веке, это название обозначало кочующие скотоводческие племена, которые объединил Чингисхан. Ему удалось создать раннефеодальное государство, завоевал Китай, создал в 1219-1221 государство в Средней Азии, пошел на другие страны, разбил половцев, половцы побежали к русским за помощью. Южные князья откликнулись на эту просьбу (не было новгородского, половского, рязанского и еще какого-то князя). Русские не представляли, с каким врагом им предстояло сразиться. Первая встреча русских и татар произошла в 1223 году на реке Калке, в этом рассказывается в «Повести о битве на реке Калке», которая создана с 1223 о 1228 года. Это произведение изображает приход татар как ужас, как космическую катастрофу. Половцы потерпели поражение, русские князья претерпели мучительную и позорную казнь (они были задавлены заживо).
Русские князья дрались храбро, но не дружно, потому что три Мстислава — Киевский, Козельский и Галицкий — ненавидели друг друга. Также у русских было недостаточно военного потенциала. У татар была отличная дисциплина, а также хорошая организация, хорошее вооружение, они славились умением переходить реки на лошади. Они были знакомы с тактикой биться отступным боем — татары делали вид, что они отступали, а на сами обходили русских с тыла.
Внук Чингисхана Батый в 1237 году подошел к России. На пути Батыя к северовосточной Руси лежала Рязанская земля, которая первой приняла татар. Есть «Повесть о походе Батыя на Рязань», которая рассказывает о событиях, когда город Рязань был полностью уничтожен и в городе не осталось ни одного живого жителя. После взятия Рязани Батый завоевал северовосток и юго-запад. Татарское нашествие — это сожженные города и большие людские потери, уничтожение ремесел. Но движение татар на запад не было безостановочным, они откатывались назад, но новая волна была всякий раз мощнее.
Нашествие поразило страхом всю Европу. Татары прошли через Польшу, Хорватию, их остановили только болота около Пешта (это в Хорватии). Огромные пространства от Волги до Адриатики были завоеваны. Пушкин считал, что мы спасли мир и спасли просвящение. А в культурном отношении татары были несравнимы с русским народом.
Татары больше ста лет воевали между собой за Азербайджан. Узнав о распрях между татарами, русские поднимали мятеж. В 1259 году был мятеж в Новгороде, в 1262 году поднялись Ростов, Суздал и Ярославль. Но татары были не побеждены. Более 100 лет потребовалось на перестройку военной и социальной структуры и вынашивании идеи о необходимости объединения, которая нашла отражение в искусстве.
«Повесть о походе Батыя на Рязань»
Была создана не позднее середины 14 века.
Начало выдержано в летописной манере. Когда Батый подошел к Рязани, Рязань обращается за помощью к Владимирскому князю, но он не поддержал его, и поплатился за это — разгромив Рязань, батый пошел на север и разгромил Суздальскую и Владимирскую землю. В части «посольство князя Федора» рязанский князь посылает сына с дарами Батыю, но Батый потребовал у него жену, Федор отказывает. Всех убили:(А жена Федора спрыгнула вместе с сыном с дерева и умерла, узнав о смерти мужа.
Вторая часть этой повести — рассказ об уничтожении Рязани. Битва сперва идет под стенами города. Поскольку это воинская повесть, то у нее есть свои особенности:
ñподробности не описываются. Просто сказано, Что «сеча была зла и ужасна» и длилась 5 дней, потом Рязань была уничтожена
ñРязанский князь обращается к воинам: «лучше умереть, чем покориться Батыю»
ñАвтор оплакивает рязанцев, но при этом гордиться воинами, которые оказали отпор врагу.
ñПраобраз русской партизанской войны. Якобы спасся Евпатий Коловрат и с малой дружиною в 1700 человек пришел в Рязань, увидел что произошло с городом, погнался за войском Батыя, погнался за войском Батыя. Сила гиперболизированна (это тоже особенность воинской повести). Коловрат побежден, но до этого происходит его битва с татарским воином-богатырем, который не смог его убить.
В этой части появляются лирические мотивы. Показано страшное лицо войны, смерть (но смерть благородная). Эта часть — фантастическая, ничего этого на самом деле не было (это вставка из народной исторической песни про Евпатия Коловрата).
Заканчивается повесть оптимистически: восстановлением Рязани. Рязань восстанавливает князь Ингвар Ингваривич, который, увидев что случилось в Рязани, «упал яко мертв», занялся похоронами, восстанавливает город. Заканчивается повесть похвалою рязанским кнзям, которые изображены защитниками родины. В этой вещи тоже проявилось сюжетное начало, читатель следит за событиями повести, сочувствует героям.
«Слово о погибели русской земли»
Найдено было в 90-е годы 19 века, второй список - в 1947 году.
Это небольшое произведение, найденный отрывок из него — всего 45 слов. Это лирический отклик на нашествие слов. Содержит описание богатств русской земли, ее просторах, могуществе. Центральная тема — тема скорби. О чем идет речь в ненайденной части произведения, можно догадаться по его названии — слово о погибели русской земли.
Ученые считали, что это предисловие к биографии Александра Невского.
«Житие Александра Невского»
13 век
Александра Ярославович назван Невским за победу над шведами. Это князь Новгородский, Киевский и Владимирский. Победил в битвах: в 1240 году на Неве, в 1242 году на Чудском озере. Заболел по пути от Золотой Орды и умер, не доехав до Владимира.
Произведение не только житие, но и воинская повесть.
Элементы жития:
ñПроизведение начинается, как начинается житие: есть дистанция между автором и героем. Автор пишет, что он грешный и неостойный, и будет писать о великом человеке. Автор жил в то же время, что и Александр.
ñРассказывается, что герой был рожден от благочестивых родителей, он идеализируется: говорится, что он был очень высокий, прекрасный, крайне сильный.
Элементы воинской повести:
ñВ центре — 2 сражения, рассказывается даже о подвигах отдельных людей.
ñПовествование развертывается не как житие, потому что в житие герой должен уйти в монастырь, а Александр Невский не ушел.
ñИдейное содержание заключалось в том, чтобы возвеличить Александра Невского и показать, что на Руси есть сила, чтобы противостоять врагам.