Философия человека

ЛЕКЦИЯ 7

Личность и условия ее формирования, исторические типы личности.

Личность – термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполнения социальных функций.

Двойственность человеческой природы – фундамент всех современных наук о человеке.

Между многообразными философскими школами и течениями имеются различия, но все они пытаются постичь природу человека, считают его основополагающей особенностью сочетать в себе природное и социальное, рассматривают человека в единстве с миром.

Зигмунд Фрейд предложил модель личности:

1. Оно- символизирует бессознательные влечения, стремления, побуждения,

2. Сверх-Я – принятые в обществе моральные и культурные нормы,

3. Я – оказывается в трудном положении между желаниями и существующими ограничениями.

Персонализм (Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное, ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-то внешнего, суть личности в ее свободе. Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева (представитель марксистской традиционной философии и психологии) стала идея о единстве биологического и социального в человеке, которое обеспечивается посредством таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Б.Г.Ананьев сформулировал утверждение о том, что человек является субъектом трех «основных социальных деятельностей – труда, общения, познания». В разных теориях личность выглядит по-разному.

В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от возрастных, этнических, половых и других отличий.

Личность в философии – конкретно-историческое понятие, каждое общество формирует присущий только ему тип личности: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и пр. Можно также утверждать, что общество определяется типом или типами личности, его составляющих или им культивируемых.

Социализация – процесс, формирующий и определяющий личность, социализация продолжается в течении всей жизни человека, она тесно связана с половыми, возрастными и пр. особенностями человека. Общество постоянно создает и воссоздает социальные институты.

Социальная идентичность:

1. Каждая личность знает свое место в социальной реальности,

2. Личность имеет представление, сформированное через различные социальные институты о задачах, которые ей необходимо решать, о своих социальных ролях,

3. Имеет свои социальные притязания, выраженные в общественном идеале.

Социальная самоидентификация личности:

Ø Осуществляется в процессе приобщения к групповым общностям,

Ø Отражает уровень развития социума,

Ø Представляет модель возможных личностных ролей, типов и вариантов поведения (т.к. общество представляет собой систему, обладающую сложной иерархическую динамическую структуру).

Важнейшим элементом, связывающим личность и общество, являются потребности, нормы, ценности и идеалы.

Характерной чертой каждого человека является наличие потребностей и интересов. Существование различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества.

Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить, чем выше развито общество, тем выше качество потребностей:

Ø Биологические (естественные),

Ø Формируемые обществом – духовные, материальные, социальные,

Ø Профессиональные – впервые выделил немецкий философ Гердер, они часто неосознанны, но глубоко укоренены в сознании.

А.Маслоу предложена весьма распространенная классификация потребностей:

Ø физиологические,

Ø потребность в безопасности и уверенности в будущем,

Ø социальные потребности,

Ø потребности в уважении,

Ø потребности самовыражения.

Интересы – конкретное выражение потребностей:

Ø Личные (индивидуальные),

Ø Групповые, интересы социальных групп,

Ø Общественное (всего общества, например, в безопасности),

Ø Интересы всего человечества,

Ø Материальные и духовные,

Ø Нормальные и ненормальные,

Ø Долговременные и ближайшие,

Ø Разрешенные и неразрешенные.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей, поддерживающие порядок, равновесие в обществе, подавляющие скрытые биологические инстинкты, помогающие в социализации личности:

Ø нормы морали – регулируют наиболее общие варианты поведения людей,

Ø групповые нормы – регулируют поведение членов узких коллективов,

Ø специальные (профессиональные) нормы,

Ø нормы права – имеют общеобязательный характер, формально определены, регулируют четко определенный круг общественных отношений, подкреплены принудительной силой государства.

Качества личности отражают ее мировоззренческие установки, ориентацию на выполнение определенной социальной функции, степень социальной зрелости, личную систему ценностей и приоритетов, наличие деловых качеств, сформированность морально-нравственных устоев.

Идеи могут быть:

Ø истинными или ложными,

Ø научными или религиозными,

Ø философскими или мистическими.

Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении - степень истинности той или иной идеи.

Ценность - это есть то, что придает смысл человеческой жизни, без чего человек не смыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, что для меня лично:

Ø обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность,

Ø фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления (соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале),

Ø ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем, человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона,

Ø человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру

Модель «самости» И.С.Кона- «В поисках себя. Личность и ее самосознание», «Ребенок и общество», «Социализация и воспитание молодежи».

1. Субъективно-деятельное начало – экзистенциальное Я или Эго,

2. Представление Я о само себе – Я-концепция или рефлексивное, категорийное Я, «Я-концепция» играет тройственную роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта, служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя и осуществляет регуляцию социального поведения. Психологическая наука выделяет две наиболее общие формы «Я-концепции»: идеальную и реальную. Переживаемое Я

Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

Это религиозная проблема, но имеет философско-культурологический аспект.

Античность:

Ø Главное – моральная сторона, достойная жизнь – достойная смерть,

Ø Правила достойной смерти,

Ø Смерть – акт перехода в другой мир (но вовсе не лучший – Платон «Федон»), жизнь после смерти – существование крайне неприятное,

Ø В 90-х годах ХХ века возрождается традиция.

Христианская философия:

Ø Проблема инобытия решается положительно – огромное количество работ посвященных жизни на том свете,

Ø Акцент на бессмертие – жизнь – подготовка к смерти,

Ø Душа человека способна к необыкновенному познанию в ином мире.

Новое время:

Ø Проблема из науки и философии уходит вообще,

Ø Кант («Критика практического разума»)- инобытие души – антиномия разума.

XIX век, Федоров:

Ø Бессмертие человека возможно на естественнонаучной основе,

Ø Закон сохранения вещества – человек, распадаясь, сохраняет структуру,

Ø Наука может вернуть к жизни ушедшее поколение.

Влияние проблемы смерти и бессмертия как культурологическая проблема:

Ø В культуре существует архетип смерти, жизнь и смерть – две стороны одной медали,

Ø Рождение ощущается как возвращение в жизнь (Станислав Гроф), покой – боль (родовая) – ощущение смерти и возвращения – связь с космосом,

Ø Смерть постоянно присутствует как знак культуры (в жизни, в кино, в литературе и пр.),

Ø Небытие, страх перед небытием – основа европейской философии.

Михель Д, Унамуна «О трагическом чувстве жизни у людей и народов»

Ø желание знать, что будет после смерти, у человека нет желания умирать и отсюда – радость и ценность бытия,

Ø в зависимости от ритуала похорон можно определить культуру,

Ø разум не может доказать, что мы бессмертны, личное бессмертие не возможно,

Ø разум и наука – враги жизни,

Ø интуитивное, то, что вне разума, дает человеку спасение,

Ø миф – ценность нашего бытия,

Ø недоказуемость бессмертия как недоказуемость смерти – основа культуры.

Толчок развития культуры – осознание факта смерти-бессмертия.

Общение.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, люди могут нормально жить только в общении друг с другом, обмениваясь опытом, влияя друг на друга, в процессе общения они формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, обмениваются действиями, поступками, мыслями, чувствами и переживаниями.

В мире общения происходит взаимодействие субъекта с субъектом. Коренное свойство субъекта – активность, причем эта активность не ситуационная реакция на воздействие внешнего мира, а свойство, внутренне присущее субъекту. Субъект проявляет ценностно – избирательное отношение к миру и тем самым отличается от объекта, по отношению к которому осуществляется деятельность.

Коммуникация – способ передачи информации; субъект, действующий активно, передает информацию, получателем информации является объект, который должен поступить в соответствии с полученным приказом, командой, установкой, роль получателя могут выполнять и человек, и машина, и животное. Признаки субъекта во всех случаях приема коммуникационной информации не существенны. Информация в лучшем случае воспринимается без потерь, хотя на практике это почти не возможно, однонаправленный роток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи (как поняли?) ничего не прибавляет к первоначальной информации.

В процессе общения содержание передаваемой информации может быть таким же как при коммуникации, однако механизм передачи и восприятия меняется. Общение не только не лишает информации, но и существенно обогащает ее, в процессе коммуникации участники остаются обособленными, в процессе общения усиливается общность. Общение – не только восприятие информации, но и ответное реакция на нее.

Формы общения:

1. Диалог – разговор между двумя и более лицами, подлинный диалог предполагает, что каждый из его участников самостоятелен, активен, несет личностное своеобразие. Вступая в диалог, люди осознанно или стихийно исходят из признания ценности и значимости позиции другой стороны, важности, оригинальности ее точки зрения; в диалоге непременно предполагается ожидание ответа. Участнику диалога не безразлично, как его поймут, особенности диалога как формы общения издавна использовалось в философской литературе (Платон не столько стремился воссоздать образ Сократа, сколь развивал собственные философские взгляды). Истинный диалог не только по форме, но и по сути предполагает столкновение, сопоставление точек зрения, их самостоятельную ценность.

2. Монолог или обмен репликами – механическое доведение собственной позиции до другой стороны, диалог может превратиться в монолог, это все зависит только от позиции сторон, обмена репликами вполне достаточно, если не требуется отклик равного партнера по общению.

Виды общения:

1. Между реальными субъектами:

Ø общение, связанное с практической деятельностью,

Ø духовное общение (непосредственный духовный контакт в дружеском или др. общении и опосредованное перепиской и пр.),

Ø представительное общение, его участники проявляют себя как выразители неких групповых предпочтений, интересов (дипломаты на переговорах).

общение реальных субъектов может происходит и в форме обрядов или игры.

2. Общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому присваиваются несвойственные ему качества субъекта – общение с животным, с любимой игрушкой, общение с этими партнерами удовлетворяет потребность человека в расширении сферы своего общения.

3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером – проявляется

Ø во внутреннем диалоге, позволяя что-то прояснить, понять, осмыслить,

Ø Диалог с образом другого человека (живого или мертвого),

Ø Внутренний диалог с Богом во время молитв, ритуальных действий,

Ø Особым типом воображаемого партнера является художник, создатель произведений искусства, художественная информация не сообщается, не посылается, она рождается в процессе активного восприятия зрителем.

4. Общение воображаемых партнеров – художественных персонажей.

Средством общения и взаимного понимания людей является язык. Сущность языка выражается в его двуединой функции – служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и пр. язык – это система содержательных, значимых форм, посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух связанных между собой процессами: выражения мыслей говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей слушающим, читающим. Близость мышления и языка приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. Мысль сама оп себе не материальна, слушающий воспринимает и ощущает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается – мысли.

Функции общения - они непосредственно связаны с его целью:

1. Общение обслуживает предметную деятельность (цель общения существует за пределами общения),

2. Цель общения именно в нем самом, если ценно именно общение, общение вполне тождественно деятельности, оно составляет для человека высшую цель и смысл (общение с другом, любимым),

3. Общение может служить цели приобщения партнера к своему опыту, знаниям, ценностям и пр. у этого типа общения есть другая сторона – стремление самому приобщиться к ценностям, узнать больше о мире, о месте человека в нем (образования не может быть без самообразования).

Соотношение деятельности и общения зависит от понимания деятельности. Общение остается за пределами предметной деятельности, но оно полностью или частично совпадает с деятельностью, понимаемой широко как разностороннее проявление активности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: