Философия бытия

1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в фило­софии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в пер­вую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бы­тия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее рас­крытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окру­жающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуж­дается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самосто­ятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

3. Основными формами бытия являются:

- материальное бытие - существование материальных (обладающих про­тяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлении природы, окружающего мира;

- идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объекти­визированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

- человеческое бытие - существование человека как единства материаль­ного и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

- социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бы­тие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия также выделяются:

- ноуменалъное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблю­дает его со стороны;

- феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменаль­ное бытие совпадают.

1. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). При­меры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные пред­меты; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Материя (материальное бытие)

1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материаль­ное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи;

- по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

- субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя дока­зать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, со­гласно которому материя есть объективная реальность и основа бы­тия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

2. Элементами структура материи являются: неживая природа, живая природа, социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом), микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны), ядерный (ядро атома), атомарный (атомы), молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей, уровень макротел, уровень планет, уровень систем планет, уровень галактик, уровень систем галактик, уровень метагалактик, уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки), клеточный (клетка), уровень многоклеточных организмов, уровень видов, уровень популяций, биоценозы, уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид, семья, группа, коллективы разных уровней, социальные группы (классы, страты), этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союзы государств, человечество в целом.

3. Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

4. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются: механическое движение, физическое движение, химическое движение, биологическое движение, социальное движение.

Движение материи:

- возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположно­стей, их единства и борьбы);

- сеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работа сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы движутся химические элементы, движутся живые организмы, движут реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);

- постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения за­мещается возникновением новых форм движения).

Движение также может быть:

- количественным - перенос материи и энергии в пространстве;

- качественным - изменение самой материи, перестройка внутренней струк­туры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Количественное движение (самоизменение материи) делится на: динамическое и популяционное.

Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой фор­мы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.

Популяционное движение - кардинальное изменение структуры объек­та, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно ново­го объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяцион­ное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обусловленного "взрыва").

5. Материя имеет способность к самоорганизации - созданию, совершен­ствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых проис­ходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - посто­янно присущие материи случайные колебания и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустой­чивостью.

Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии - притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу;

2) "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожий.

6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве фило­софами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный и реляционный.

Сторонники первого - субстанционального (Демокрит, Эпикур) - счи­тали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и про­странством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго - реляционного (от лат. relatio - отношение) (Арис­тотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

- время - форма бытия материи, которая выражает длительность суще­ствования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

- пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее про­тяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материаль­ных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совер­шается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнш­тейном:

- подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание вре­мени и пространства как отношений внутри материи;

- перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скорос­тью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время, и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте). следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает: физическим, химическим, механическим.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно ма­териалистической концепции сознание - это способность высокооргани­зованной материи отражать материю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: