Государственное регулирование рынка. Налоги и дотации. Фиксированные цены

Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать. Прежде всего, государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д.

Или, допустим, некое предприятие сорвало договорные поставки своей продукции потребителям и тем самым нанесло им экономический ущерб. Законодательство устанавливает общий порядок определения и возмещения этого ущерба.

Еще один пример. Представим себе, что рядом с городом построили новый аэродром, который причиняет жителям близко расположенных к нему домов массу неудобств. Имеют ли владельцы этих домов право на денежную компенсацию со стороны собственников аэродрома? Каковы должны быть размеры этой компенсации? Могут ли владельцы домов воспрепятствовать строительству аэродрома? Эти вопросы можно сформулировать иначе. Имеют ли владельцы домов право собственности на тишину, и в чем именно это право собственности заключается? Все эти вопросы должны регулироваться государственным законодательством.

Допустим, под участком земли, находящимся в частной собственности, обнаружено месторождение нефти. Кому принадлежит эта нефть? Собственнику участка земли, государству или, может быть, той фирме, которая эту нефть обнаружила? Законодательство должно дать ответ и на этот вопрос.

Рассмотрим, к каким последствиям приведет вмешательство государства в функционирование рыночного механизма посредством налогов, дотаций, фиксированных цен.

Налоги. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог. Предприятия уплачивают налог на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие налога с продаж (потоварного налога).

Непосредственными плательщиками этого налога являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.

    Рис. 4.16. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами
Рассмотрим рис. 4.16. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D 1, а линия предложения – S 1. Равновесная цена составляла P 1, равновесный объем продаж – Q 1.

Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т рублей на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Линия предложения займет положение S 2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q 2, P+, P. Объем рынка Q 2 будет меньше первоначального Q 1. Цена, которую платит покупатель (P+), окажется выше первоначальной P 1. Цена, которую фактически получает продавец (без налога) (P), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P+АВР. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 4.17).

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q 2, цены P+ и P будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.

    Рис. 4.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателями
Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения (рис. 4.18). Ситуация, когда и линия спроса и линия предложения имеют пологие наклоны, представлена на рис. 4.18, а. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на автомобили красного цвета имеет довольно пологий характер.

Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.

Ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны, изображена на рис. 4.18, б. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж.

а б

Рис. 4.18. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка

в зависимости от наклонов линий спроса и предложения:

а – пологий наклон линий спроса и предложения;
б – крутой наклон линий спроса и предложения

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения (рис. 4.19). Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 4.19, а. Большая часть налогового бремени (P+P 1) возлагается на покупателей, меньшая часть (P 1 P) – на производителей. Для сравнения, на рис. 4.19, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

а б

Рис. 4.19. Распределение налогового бремени между покупателями

и продавцами в зависимости от соотношения наклонов

линий спроса и предложения:

а – крутой наклон линии спроса и пологий наклон линии предложения;
б – пологий наклон линии спроса и крутой наклон линий предложения

Дотации. Дотация – это как бы налог «наоборот». Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Рис. 4.20. Воздействие на рыночное равновесие дотации
Рассмотрим рис. 4.20. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D 1 и S 1. Равновесный объем продаж составлял Q 1, а равновесная цена – P 1.

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V рублей вниз. До введения дотаций производители согласны были предложить на рынке количество товара Q 1 по цене P 1. После введения дотаций объем продаж увеличивается до Q 2, цена для покупателей снижается до P, цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.

Фиксированные цены. Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

    Рис. 4.21. Фиксированные цены
Рассмотрим рис. 4.21. Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р' > Pe), так и ниже ее (Р" < Pe). В первом случае это приведет к избытку продукции (Q'sQ'd), во втором – к дефициту (Q''dQ''s). В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема Qe. В первом случае будет реализовано Q'd единиц продукции, во втором – Q''s.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q'dABQ's.

Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

Пытаясь сократить избыток продукции, правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии S на рис. 4.21 влево и сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Рассмотрим теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р", т. е. ниже цены равновесия – Pe (рис. 4.21). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р"), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P 1), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой – появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, в чем состоит суть закона спроса. Почему кривая спроса является нисходящей?

2. Перечислите детерминанты спроса. Что происходит с кривой спроса, когда каждая из этих детерминант изменяется?

3. Объясните, в чем состоит суть закона предложения. Почему кривая предложения оказывается восходящей?

4. Перечислите факторы, которые вызывают смещение кривой предложения.

5. Какое значение имеют наклоны кривых спроса и предложения?

6. Всегда ли устанавливается равновесная цена в условиях рыночной экономики?

7. Какие последствия возникают в случае административного установления цен выше или ниже равновесных?

8. В чем суть излишка потребителя?

9. Что показывает излишек производителя?

10. Что происходит с рыночным равновесием в случае введения акцизного налога?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: