double arrow

Тема 22 . Проблематика и поэтика экзистенциального выбора


Тема 21. Модернизм.

Различие раннего и позднего модернизма. Экзистенциализм как одно из крупнейших общекультурных проявлений позднего модернизма. Представители экзистенциализма и их предшественники в литературе и философии. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Предпосылки возникновения и пути развития. Литература французского экзистенциализма. Творчество А.Камю и Ж.П.Сартра. Философские взгляды писателей, их главные философские работы. «Миф о Сизифе» Камю и «Бытие и ничто» Сартра. Влияние на писателей идей Ницше и Достоевского, Гуссерля и Хайдеггера. Критика французскими экзистенциалистами унифицированного подхода к человеку. Категория «экзистенции». Концепция абсурда и свободного выбора индивида. Синтез философии и литературы в творчестве писателей. Притча как важнейшая жанровая составляющая их художественных произведений.

Метафизический и социальный смысл романа Камю «Посторонний». Негативная правда Мерсо. Его движение от непосредственного переживания к осмыслению собственного опыта. Возрастание значимости искусства как способа одолеть судьбу в романе Сартра «Тошнота». Важность для Рокантена опосредованного опыта, поиск им позитивной правды. Усложнение композиции, жанра, стиля, языка в романе Сартра по сравнению с романом Камю. Влияние опыта второй мировой войны на творчество писателей. Сочетание притчи с исторической хроникой в романе Камю «Чума». Идея нравственной ответственности человека перед другими и ее реализация в выборе центральных персонажей. Движение героя от абсолютной свободы к социальной ответственности в романной трилогии Сартра «Дороги свободы». Своеобразие неомифологизма в драматургии экзистенциалистов («Калигула» Камю, «Мухи» Сартра, «Антигона» Ануя). Античная трагедия рока и современная трагедия свободного выбора. Сартровская концепция театра обстоятельств, ставящая в центр внимания драматическое действие. Общее и различное в творчестве писателей. Полемика Камю и Сартра. Отрицание политической революции в «Бунтующем человеке» Камю, защита «идеального бунта». Этический пафос и тонкий психологизм поздних произведений писателя. Политическая ангажированность Сартра, борьба за тотальное освобождение человека в реальных исторических обстоятельствах («Экзистенциализм – это гуманизм»). Художественное творчество как важнейшее средство достижения этой цели («Что такое литература?»). Эстетика «конкретной универсальности», синтезирующая опыт экзистенциализма и марксизма, маоизма, фрейдизма. Жанр «романа реальной личности» и повесть «Слова». Взаимодействие Сартра на позднем этапе творчества с неоавангардизмом и возникающим постмодернизмом. Кризис экзистенциализма, пародия на его идеи и принципы в романе Б.Виана «Пена дней». Значение французского экзистенциализма.




Влияние экзистенциализма на развитие английского модернизма и специфика последнего. Концепция первородного греха У.Голдинга, ее реализация в романах-притчах. Метафоричность сюжета и языка в романе «Повелитель мух». Исследование природных и духовных бездн в их взаимодействии, прорыв от них к свету. Критика принципов экзистенциализма в эстетике и творчестве А.Мердок («Сартр – романтический рационалист»). Обращение к античной ( Платон ) и восточной философии. Концепция искусства как высшего синтеза добра и красоты. Движение в художественном творчестве от условности к правдоподобию и наоборот. Роман в романе «Черный принц», своеобразие его сюжетно-повествовательной и композиционной организации. Тема любви в романе и ее раскрытие героем, персонажами и автором. Виртуозное использование писательницей приема точки зрения и потенциала игры. Связь творчества Мердок и Голдинга с постмодернизмом.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: