double arrow

Тема 20. Итоги и перспективы общественного, духовного развития в литературе


Тема 19. Ориентиры общества потребления и протест против них в литературе.

Тема 18. Уроки второй мировой войны в литературе.

Развитие прозы о войне. Изображение крепнущего движения Сопротивления в рассказе Веркора «Молчание моря»; своеобразие психологизма и символики. Единение художника с борющимся против войны народом в романе Л.Арагона «Страстная неделя»; сопряжение исторических времен, диалог автора и персонажей, поэтика «стереоскопического» видения, библейские реминисценции. Разоблачение политики, идеологии и психологии фашизма в романе Р.Мерля «Смерть – мое ремесло»; опора на вымысел и документ. Тема «непреодоленного прошлого» в творчестве писателей «Группы 47». Трагическое у Г.Белля и комическое у Г.Грасса изображение исторического и духовного опыта Германии. Вынужденное и добровольное одиночество героя, антигероя. Примирение с ситуацией или ее преодоление, поиск единомышленников. Мотив клоунады в произведениях писателей, его карнавальные истоки и парадоксальность современной динамики. Субъективизация художественной структуры романов, использование внутреннего монолога, потока сознания. Сочетание правдоподобия с условностью в раскрытии военной темы в произведениях Белля и Грасса, Хеллера и Воннегута, использование символики, фантастики, гротеска, стилевого примитива. Война и армия в «Поправке -22» Д.Хеллера как метафора американской жизни и модель искажения законов цивилизации, отчуждения. Позитивный смысл ситуации дезертирства капитана Иоссариана. Черты характера и маски в образах персонажей романа. Черный юмор как средство раскрытия абсурдности изображаемого мира и сопротивления ей.

Тема холодной войны и атомной угрозы в творчестве. Г.Грина и Ч.П.Сноу. Неприятие догматизма и проблема социальной, нравственной ответственности человека за себя и других в романах «Тихий американец» и «Коридоры власти». Мотив игры у Грина, его метафорическое звучание и философский, художественный смысл. Идея границ и правил игры. Драматизация романной структуры, парадоксальность характеров и обстоятельств. Ироническое звучание литературных параллелей с «Гамлетом» в «Тихом американце», с «Дон Кихотом» в «Монсеньоре Кихоте». Связь творчества Грина и Сноу с жанровыми традициями политического, антиколониального и детективного романов.

Изображение общества потребления и стихии обывательского существования в произведениях Ж.Перека, Э.Триоле, Ж.Л.Кюртиса, Д.Апдайка, Д.Чивера и др. Традиционное и новаторское в подходе к теме обезличивания, «овеществления» человека. Использование в повести Перека «Вещи» натуралистической техники и приемов социологического очерка для раскрытия искаженных отношений мечты и действительности.




Молодежный бунт и его отражение в произведениях Р.Мерля, Д.Осборна, Д.Керуака, Д.Сэлинджера и др. Ситуация кризиса и поиска веры в основополагающие ценности. Тип конфликта, сюжета, героя, языка. Взаимодействие литературы с другими видами искусств, особенно с музыкой. Джаз и новые стили. Молодежные движения в жизни и в искусстве («сердитые», битники, хиппи и др.), их связь с первым потерянным поколением и новые варианты потерянности. Проблемы развития молодежной субкультуры и контркультуры ( У.Берроуз, И.Бэнкс, Ч.Паланик, Б.И.Эллис и др.). Идейный и художественный эклектизм, присущий «молодежной» литературе.

Развитие рабочего романа на волне нонконформизма 50-60-х годов, его английская и немецкая специфика. Характерные черты проблематики и поэтики произведений С.Барстоу, А.Силлитоу, С.Чаплина и писателей дортмундской «Группы 61» (М.Грюн и др.). Национальная и расовая проблематика в литературе. «Гарлемский ренессанс» в культуре США и основные тенденции развития афроамериканской литературы.

Традиция романа идей. Философская проблема определения сущности человека в романе Веркора «Люди или животные?» и особенности ее воплощения; проблематика и поэтика романов Р. Мерля о судьбах цивилизации. Изображение тоталитарной политики и идеологии в жанре антиутопии (О.Хаксли, Д.Оруэлл, Э.Берджес и др.). Сюжеты и образы героев, антигероев. Пространство и время. Язык как способ и предмет изображения. Поиск альтернативных путей развития цивилизации и культуры в научной и социальной фантастике. Конфликт и его раскрытие в символике романа Р.Бредбери «451* по Фаренгейту». Своеобразие жанра фэнтези, его взаимодействие с традициями архаической, классической, массовой мифологии и литературы. Мир Средиземья и его обитатели в произведениях Д.Р.Р.Толкина. Ситуация столкновения сил добра и зла. Художественное исследование механизмов мифотворчества и языкотворчества.



Своеобразие реалистического интеллектуализма в послевоенный период. Сопряжение истории и мифа на всех уровнях художественной структуры в романе Д.Апдайка «Кентавр», усложнение его сюжетно-повествовательной организации ради раскрытия многомерности человеческого опыта. Диалектика культуры и истории в творчестве С.Беллоу, У.Стайрона, Д.Гарднера. Мир и книга в романе «Осенний свет», содержательная оправданность его двупланового построения. Отстаивание ценности книги в эпоху распространения аудио-визуальных источников информации. Значение статьи Гарднера «О нравственной литературе».

Пути развития проблемной реалистической драматургии. Актуальность опыта Брехта для политического театра А.Адамова, А.Гати, М.Вальзера, Р.Хохута, П. Вайса. Обращение драматургов к серьезной нравственной и духовной проблематике, переосмысление традиционных идей, форм и открытие новых. Столкновение мечты и действительности в пьесах «Смерть коммивояжера», «Трамвай «Желание»; характерные особенности поэтики памяти в театре А.Миллера и поэтики пластического театра Т.Уильямса. Взаимодействие реализма с модернизмом в творчестве этих и других драматургов.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: