double arrow

Тема 13. Поэтика потока сознания


Тема 12. Поэтика сновидений.

Тема 11. Поэтика автоматического письма.

Тема 10. Поэтика инстинктивной памяти.

Связь М.Пруста с классической традицией и уход от нее. Роман «В поисках утраченного времени» как субъективная эпопея. Жанровая доминанта романа о/в романе. Искусство как высшая ценность и как предмет, способ изображения. Образ Марселя. Путь героя к писательскому призванию. Концепция любви как « кристаллизации» ее образа. Развитие потенциала памяти. Взаимодействие героя, повествователя и автора. Структура памяти искусства. Трактовка времени и пространства. Влияние философии А.Бергсона на Пруста. Трансформация импрессионизма, углубление впечатления. Повышение иносказательности образов, языка. Значение открытий Пруста. Развитие возможностей метапрозы в романе А.Жида «Фальшивомонетчики», сочетание в нем серьезности с иронией и пародией.

История сюрреализма. Международный опыт его развития. Определение и программа течения в «Первом манифесте сюрреализма» А.Бретона. Понятие «сюрреальности», культ чудесного. Автоматическое письмо как принцип видения и техника письма. Ошеломляющий образ, построенный на сопряжении удаленного, сочетании несочетаемого. Сюрреализм в поэзии, прозе, драматургии ( Бретон, Арагон, Элюар, Арто и др.). Сюрреализм как общекультурное явление. Политические ориентиры сюрреалистов.




Присущее модернизму сближение искусства и сна, особенно характерное для австрийской литературы. Изображение мира как своеобразной фантасмагории, остранение предмета и его восприятия. Воплощение абсурда Австро-Венгерской империи в образе Какании в романе Р.Музиля «Человек без свойств». Освобождение героя от «свойств» прогнившей действительности и поиск «возможностей». Спор художника с властью в романе Г.Броха «Смерть Вергилия». Критика чистого искусства, поиск новых, подчас парадоксальных, вариантов жизнетворчества. Субъективизация эпической формы, ее «размытость» в произведениях Музиля и Броха.

Место Ф.Кафки в австрийской и мировой литературе. Выражение трагизма и дисгармонии существования через абсурд повседневного. Проблема отчуждения и своеобразие неомифологизма. Универсализация ситуации возвращения личности к природе и воссоединения с ней через жизнетворчество. Мотив метаморфозы в новелле «Превращение» и других произведениях. Проблема вины и ответственности в романе «Процесс». Взаимодействие героя и автора в сюжетно-повествовательной организации произведений. Метаметафора как принцип поэтики. Притча как жанрообразующее начало. Простота словесного языка и сложность языка художественного. Ошеломляющие, причудливые образы Кафки. Своеобразие поэтики сновидений. Переплетение сна и яви. Сочетание гротеска, фантастики с натуралистической техникой письма. Неразрешимость противоречий между сознанием и бытием, вымыслом и действительностью для героя и автора. Незавершенность произведений писателя.



Соединение в творчестве Р.М.Рильке опыта развития разных художественных систем и разных национальных традиций (австрийской, немецкой, русской, французской). Главные книги поэта, его эволюция в направлении, близком модернизму. Символический характер богостроительства Рильке. Преображение предмета в искусстве как итог развития, устремленного к совершенству, гармонии содержания и формы («Сонеты к Орфею»). Уподобление художественного жизнетворчества, осуществляющего идеал мирового всеединства, прекрасному сну.

Развитие в английском модернизме потенциала бессознательного. Д.Г.Лоуренс как один из глашатаев нового язычества. Культ инстинкта и творческой интуиции. Конфликт живой природы и механической цивилизации в произведениях писателя. Полемический дух романа «Любовник леди Чаттерли». Эстетическая основа трансформированной утопии естественной жизни. Своеобразие похода к проблеме взаимоотношений полов и проблеме потерянного поколения. Использование мифа и символа преимущественно для содержательного обновления литературы.



Радикальное обновление литературных форм в английском модернизме В.Вулф как теоретик школы потока сознания. Развитие ее философско-эстетичских взглядов в работах «Современная художественная проза», «Мистер Беннет и миссис Браун». Вулф и «группа Блумсбери». Влияние Пруста. Использование импрессионистической техники письма. Субъективизация восприятия времени и пространства в романе «Миссис Деллоуэй» и других произведениях. Ассоциативное движение образов. Использование возможностей симультанного изображения для раскрытия потока сознания персонажей и автора. Разрушение характера. Вулф и русская литература ( Л.Толстой и др.).

Д.Джойс и его место в развитии английской и ирландской литературы. Эстетика Джойса ( «Драма и жизнь» и др.). Мифологизация повседневного существования в «Дублинцах». Композиция книги рассказов, роль «эпифаний» в ее сюжетно-повествовательной организации. Проблема развития творческого сознания в романе «Портрет художника в юности». «Улисс» - новый эпос, всеобъемлющий по форме. Значение мифологичеких и литературных параллелей в романе «Улисс». Джойс и Гомер. Поток сознания как «форма форм», развивающая свой колоссальный потенциал за счет содержания. К.Г. Юнг об отсутствии в «Улиссе» человеческого измерения. Изощренное образотворчество и словотворчество писателя, его подчеркнуто экспериментальный характер.

Проблема художественной традиции в эстетике и творчестве Т.С.Элиота («Традиция и индивидуальный талант» и др.). Неоклассицизм англо-американского поэта. Сопротивление растущему в современном мире неверию, укрепление связи с Богом через искусство. Преодоление романтического субъективизма художественного видения. Проблема «деперсонализации», принцип «объективного коррелята». Использование авторской маски. Характер интертекстуальности в произведених Элиота. Композиционная и сюжетно-повествовательная организация поэмы «Бесплодная земля». Близость ее ассоциативной поэтики к потоку сознания. Выражение в образах, мотивах, языке ситуации кризиса не только цивилизации, культуры, но и самой поэзии. Поиск путей разрешения кризиса. Активизация формы при сохранении значимости содержания.







Сейчас читают про: