Тема 17. Опыт социалистического строительства в литературе

Тема 16. Реализм.

Раздел 2. Литература 1945-2000 гг.

Тема 14. Поэтика лица и маски.

Л.Пиранделло – реформатор итальянского и мирового театра. Связь драматурга с различными художественными системами, созвучность его принципов модернизму. Теоретическое обоснование в эссе «Юморизм» потребности в новых формах искусства, основанных на «чувстве жизни» и «чувстве контраста». «Шестеро персонажей в поисках автора» как драма-спектакль, раскрывающая ситуацию кризиса классического театра. Противоречие лица и маски, определяющее не только содержание, но и форму действия пьесы. Специфика «исчезающего» персонажа. Автор как субъект и объект изображения в структуре пьесы. Характер и функции ремарок. Философский и художественный релятивизм Пиранделло.


Тема 15. Введение.

Значение победы над фашизмом во второй мировой войне. Социализм и тоталитаризм. ХХ съезд КПСС как важная историческая веха. Холодная война. Национально-освободительное, рабочее и молодежное движение как симптомы углубления политического кризиса. Научно-техническая революция и опасность экологической катастрофы. Дезинтеграция культуры в мире потребительской цивилизации. Актуальность художественного поиска позитивных ценностей и универсального языка в ситуации перехода от революционного, «модернистского» этапа развития к постреволюционному, «постмодернистскому». Проблемы развития литературы в условиях массового общества и массовой информационной коммуникации. Художественное творчество и интернет, появление сетературы. Типология художественных систем в их динамике.

Попытки достижения целостности художественного видения в послевоенные годы, их недостаточная эффективность. Локализация тематики и проблематики в литературе, ориентированной на правдоподобие, частичность жанров и стилей, опасность разрушения образа героя времени, особенно ощутимые в различных модификациях романа. Поиск путей сохранения масштабности в изображения человека и мира за счет активизации условности (роман идей, антиутопия, фантастика, фэнтези, интеллектуально-философские жанры). Ограниченные возможности для литературного эксперимента на реалистической основе. Вторжение в художественное творчество элементов публицистики и эссеистики. Использование документа, развитие литературы факта, «сырого факта» («Группа 61» в ФРГ, «новый журнализм» в США).

Художественное развитие в условиях реального социализма. Тема «расчетов с прошлым» в творчестве писателей ГДР. Движение от панорамного изображения общества (романы А.Зегерс «Решение», «Доверие») к тщательному исследованию личности, ее внутреннего мира. Сопротивление догматизму официальной идеологии. Отказ от схематизма и нормативности в подходе к положительному герою, внимание к ищущей, противоречивой личности и ее непростой судьбе. Тема социалистического обновления деревни и образ героя-преобразователя в романе Э.Штриттматера. «Оле Бинкоп» и «Поднятая целина» Шолохова. Проблема нравственного и духовного выбора в романах Г.Канта и К.Вольф. Тип героя интеллигента, интеллектуала. Развитие национальной традиции романа воспитания и образ молодого человека в произведениях Д.Нолля, М.Шульца, У.Пленцдорфа. Усложнение художественной организации времени, пространства, композиции, языка в произведениях писателей ГДР. Сопряжение истории с мифом («Кассандра» К.Вольф и др.). Серьезное и пародийное обыгрывание фольклорных, литературных параллелей. Интерес к художественному опыту капиталистических стран.

Теоретические дискуссии о соцреализме. Работа Р.Гароди «О реализме без берегов». Тезис Л.Арагона об «открытом реализме» и его экспериментальные поэмы, романы («Гибель всерьез» и др.). Исчерпанность социалистического реализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: