double arrow

Экономическая сущность и виды инвестиций.. Таблица «Рейтинг банков по размеру портфеля ипотечных кредитов на 1 июля 2011 года» № Банк Портфель ипотечных кредитов на 1 июля 2011 года (млн


20.

Основные игроки

Таблица «Рейтинг банков по размеру портфеля ипотечных кредитов на 1 июля 2011 года»

Банк Портфель ипотечных кредитов на 1 июля 2011 года (млн. руб.) Портфель ипотечных кредитов на 1 июля 2010 года (млн. руб.) Изменение (%)
Сбербанк России 659 773.49 536 894.78 22.89
Банк ВТБ24 168 884.24 143 795.11 17.45
ДельтаКредит 51 416.37 48 457.18 6.11
Росбанк 40 585.77 39 125.92 3.73

При большом дефиците финансовых ресурсов использование ипотеки для инвестирования в России приобретает особое значение. В России развитие ипотеки сдерживают:

1. Отсутствие мощных финансовых институтов с достаточными инвестиционными ресурсами

2. Недостаточное развитие структур, способных обеспечить проведение всех операций по ипотеке

3. Недостаточное правовое обеспечение ипотечных форм инвестирования

19.

Самофинансирование для небольших

Собст(чистая прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы).

Величина чистой прибыли, направляемой на производственное развитие, как источника финансирования инвестиций зависит от:

- объем реализации продукции




Цена реализации единицы продукции

Себестоимость единицы продукции

Ставка налога на прибыль

Политика распределения прибыли на потребление и развитие

Ам. Отч. – от первоначальной или восстановительной стоимости опф, ам. Политики предприятия

Дополнительные объемы денежных средств для финансирования капитальных вложений могут быть получены предприятием за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности. Так, принятие мер по ускорению оборачиваемости оборотного капитала ведет к высвобождению средств, которые можно направить на инвестиции. Дополнительный объем финансирования составляет выручка от реализации выбывшего или излишнего имущества за вычетом расходов, связанных с ликвидацией данного имущества. Можно сдавать имущество в аренду. самофинансирование - самый надежный метод, т.к. позволяет компании сохранить финансовую независимость. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций. Коэффициент самофинанисрования К=СС\И

Рекомендуемое значение не ниже 0.5.

  1. Государство как участник инвестиционной деятельности

Вопрос о роли и месте государства в экономике России в целом и инвестиционном процессе в частности – предмет оживленной дискуссии среди российских и зарубежных ученых и практиков. Существует множество аргументов как сторонников государственного регулирования экономики, так и против государственного регулирования экономики.

В государстве с рыночной экономикой основной источник инвестиций – частные капиталы. Государственное регулирование остается только в тех отраслях, поддержка которых является государственной политикой и которые не представляют юольшого интереса для частных инвесторов в силу своей специфики.



Однако даже в условиях рыночной экономики государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать не только организатором инвестиционного процесса, но и главным инвестором в капиталоемкие сферы инфраструктуры: здравоохранение, образование, науку, культуру, экологию. Осуществив инвестирование в эти отрасли, государство создает тем самым благоприятный инвестиционный климат для вложения частного капитала непосредственно в производство. Таким образом, именно государство-инвестор является, как правило, непосредственным инициатором и участником инвестиционного процесса через правовое регулирование, обеспечивающее и учитывающее интересы конкретных собственников-инвесторов.

  1. Инвестиционная политика государства: ее роль и основные направления в современных условиях.

Инвестиционная политика государства – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

В настоящее время основными текущими и среднесрочными задачами государственной инвестиционной политики в РФ являются:



- стимулирование развития высококонкурентных секторов экономики;

- усиление инвестиционной активности государства на обновление всего спектра жизнеобеспечивающих объектов производственной инфраструктуры;

-снижение системного и специфического риска инвестиций;

- развитие внутренних инвестиционных возможностей

- повышение экспортного потенциала;

- изменение структуры экономики;

- противодействие негативным последствиям финансовых кризисов

- повышение эффективности фондового рынка;

- развитие инвестиционных институтов;

- привлечение прямых иностранных инвестиций и др.

В качестве приоритетов государственной деятельности в РФ признаны отрасли со значительным государственным участием, и/или высоким экспортным потенциалом, и/или длительным жизненным циклом производства и потребления, такие как судостроение, авиастроение, транспортная инфраструктура, индустрия туризма и развлечений, информатизация, энергосбережение, медицинское оборудование, сельскохозяйственное оборудование.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях и сферах направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала и экспортной конкурентоспособности отечественных предприятий, создание новых перспективных производств, воспроизводство квалифицированных кадров, укрепление обороноспособности страны и т.д.

Важнейшей особенностью государственной инвестиционной политики на современном этапе является усиление ее социальной направленности. Реформирование здравоохранения, образования, ЖКХ и т.п. призвано способствовать ускорению и поавшению качества жизни населения страны.

Кроме того, различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельного предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой при определяющей роли государственной инвестиционной политики.

  1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.

Государство использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность.

Косвенное государственное управление инвестиционным процессом заключается во влиянии государства на этот процесс, оказываемом путем установления правил, норм и ограничений, подлежащих соблюдению в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

Косвенные методы включают: налоговые льготы, создание особых экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Административные методы заключатся в непосредственном воздействии на эти объекты и протекающие в них процессы со стороны государственных органов управления, обладающих соответствующими полномочиями. Они используются государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. административные методы могут использоваться, когда речь идет об объектах государственной собственности.

В основе инвестиционной деятельности в России со стороны государства регулируются прямым воздействием на структуры государственного сектора и косвенным воздействием на структуры негосударственного сектора экономики.

Налоговое регулирование инвестиционной активности предприятий и организаций.

Налоговая политика в сфере инвестиционной деятельности включает снижение налогового бремени, предоставление налоговых льгот и освобождений, инвестиционного налогового кредита. Государство создает условия, в первую очередь, для притока высокоэффективного оборудования, в т.ч. для притока высокоэффективного оборудования из-за рубежа, иностранным инвесторам предоставлен ряд дополнительных льгот по сравнению с отечественными.

Основные налоговые льготы:

2. Освобождены от уплаты НДС:

- ввоз в РФ технологического оборудования, ввозимого в качестве вклада в УК организаций;

- передача долей в УК, паев, реализация ценных бумаг (ст. 149 НК);

- выполнение НИОКР учреждениями образования и науки за счет средств бюджета и внебюджетных фондов, а также выполнение организациями НИОКР, относящегося к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий независимо от источника оплаты;

- передача исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на использование этих результатов на основе лицензионного договора

- проведение работ (оказание услуг) резидентами в портовых особых экономических зонах

2. иностранные инвесторы освобождаются от уплаты акцизов в части имущества, ввозимого в РФ по соглашению о разделе продукции в качестве взносов в УК, а также по товарам, вывозимым из РФ в соответствии с указанными оглашениями

3. Льготы по налогу на прибыль

4. инвестиционный налоговый кредит – это изменение срока уплаты налога. Предприятию предоставляется возможность в течение определенного периода уменьшить свои налоговые платежи с последующей поэтапной оплатой суммы налогового кредита и процентов по нему. ИНК предоставляется по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам предприятиям, которые соответствуют хотя бы одному из требований:

- проведение НИОКР или технического перевооружения производства;

- внедренческая или инновационная деятельность;

- Выполнение особо важного социального заказа или предоставление особо важных услуг населению

ИНК не может понижать налоговые платежи отчетного периода более чем на 50%. Ставка кредита – 0,5 – 0,75 учетной ставки ЦБ РФ срок предоставления – 1-5 лет.

5.гарантируется сохранение налогового климата для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Новые законы, увеличивающие налоговую нагрузку, не принимаются в течение срока их окупаемости, но не более 7 лет с начала финансирования каждого инвестиционного проекта.

Амортизационная политика. В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, а также основных средств с-х организаций промышленного типа налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации поправочный коэффициент, но не более 2. Для основных средств, которые являются договором лизинга и основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, налогоплательщик может использовать поправочный коэффициент не выше 3.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами и инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств;

- формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

- размещения бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов

- проведение экспертизы инвестиционных проектов;

- разработка и утверждение стандартов и осуществление контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов.

Режим функционирования иностранных инвестиций в России

Международная правовая практика предусматривает для иностранных инвестиций применение либо режима наибольшего благоприятствования, либо национального режима. В России действует национальный режим. Это означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется национальным законодательством, причем последнее не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «об иностранных инвестициях в РФ» и другими нормативно-правовыми актами

В законодательстве российской федерации предусмотрены количественные ограничения для иностранных инвестиций, затрагивающих деятельность стратегически важных отраслей российской экономики: это работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, работы с ядерными установками, радиационными источниками и радиоактивными материалами, разработка и производство вооружений, космическая деятельность, добыча полезных ископаемых и др. Сделки купли-продажи, дарения, мены голосующих акций или долей в уставных капиталах, совершаемые иностранными государствами или организациями в отношении предприятий этих видов деятельности подлежат предварительному согласованию с правительством РФ, если в результате этих сделок приобретается более 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставных капиталах стратегически важных предприятий. В отношении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых это требование ужесточено до 5% в целях предотвращения обладания иностранными инвесторами контрольными или блокирующими пакетами акций.

Закон об иностранных инвестициях гарантирует иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инновационные проекты (т.е. проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. либо с минимальным вкладом иностранных инвесторов в уставный капитал не менее 100 млн. руб. или 25%) стабильность законодательства, в т.ч. налогового, в течение всего срока окупаемости проекта (не более 7 лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций.

Закон об иностранных инвестициях не распространяется на вложение иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации. Получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, диверсифицировавший вложения и создавший несколько различных проектов. Кроме того, закон не страхует инвесторов от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС, поскольку именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными источниками доходов федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор застрахован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов.

В целях привлечения в реальный сектор экономики прямых иностранных инвестиций в 1995 г. был утвержден федеральный закон № 225-ФЗ «о соглашениях о разделе продукции». Согласно ему, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.

На стимулирование прямых иностранных инвестиций направлены федеральный закон от 29.10.1999 №164-ФЗ «О лизинге». Лизингодатель получает такие преимущества, как расширение круга постоянных партнеров, благоприятный налоговый режим. лизингополучатель приобретает возможность сократить объемы собственных капитальных затрат, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Другая мера привлечения иностранных инвестиций – создание особых экономических зон.

Несмотря на все принятые меры, в России пока не сложились достаточно благоприятные условия для иностранных инвестиций. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики в России. Российское законодательство в отношении иностранных инвестиций направлено, главным образом, на прямые капитальные вложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, обставлены такими условиями, что ставит их в зависимость от действий чиновников. Часто иностранным компаниям приходится работать с предприятиями, не имеющими нормального финансового обслуживания, квалифицированных менеджеров, современных маркетинговых структур.

Для существенного количественного и качественного роста иностранных инвестиций необходимо стабилизировать и упростить нормативно-правовую базу, создание работоспособной структуры фондового рынка, стабилизация банковской системы и др.

К основным признакам инвестиций относятся:

- потенциальная способность инвестиций приносить доход;

- в процессе осуществления инвестиций используются различные инвестиционные ресурсы (персонал, материалы, технологии и т.д.), которые имеют свои спрос предложения и цену;

- целенаправленный характер вложения капитала в какие-либо материальные и нематериальные объекты;

- наличие срока вложения;

- вложения осуществляются лицами, называемыми инвесторами, которые преследуют свои индивидуальные цели, не всегда связанные с извлечением непосредственной экономической выгоды (социальный эффект);

- наличие риска вложения капитала, означающего, что достижение цели инвестирования носит вероятностный характер.

Инвестиции – это целенаправленное вложение капитала, во всех его формах, в различные объекты на определенный срок для достижения индивидуальных целей инвесторов.

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. (Закон РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 (ред. от 10.01.2003) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»)

Инвесторы – это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы). (Федеральный закон №39 – ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»)

Классификации инвесторов по ряду основных признаков.

1. По организационно-правовым формам инвесторы подразделяются на:

- юридические лица, включая коммерческие и некоммерческие организации, любых организационно-правовых форм, зарегистрированные как на территории России, так и вне ее;

- физические лица;

- государственные органы и органы местного самоуправления.

2. По направлению основной деятельности инвесторы подразделяются на:

- индивидуальных инвесторов – это юридические или физические лица, их объединения, органы государственного и местного самоуправления, осуществляющие инвестиции для развития своей деятельности, для достижения собственных целей и (или) решения конкретных задач социально-экономического характера;

- институциональных инвесторов – финансовые посредники, аккумулирующие средства индивидуальных инвесторов и осуществляющие деятельность от своего лица (паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды).

3. По форме собственности инвестируемого капитала инвесторы подразделяются на:

- частные;

- государственные;

- муниципальные;

4. По целям инвестирования инвесторы разделяются на:

- стратегических инвесторов, для которых в качестве главной цели инвестирования выступает, как правило, обеспечение реального участия в стратегическом управлении деятельностью объекта инвестирования (постановка целей и выбор путей их достижения);

- портфельных инвесторов, вкладывающих свои средства в разнообразные объекты с разной степенью риска, с целью получения желаемого уровня дохода на вложенные средства.

Виды инвестиций.

Основным классификационным критерием является объект вложения капитала.

инвестиции
инвестиции, ориентированные на долгосрочные вложения
инвестиции спекулятивного характера
капитальные (реальные)
финансовые
материальные
нематериальные

Под финансовыми инвестициями понимается вложение средств в финансовые инструменты, прежде всего ценные бумаги.

Под реальными (капитальными) инвестициями понимается вложение средств в создание реальных активов (как материальных, так и нематериальных), связанных с осуществлением текущей деятельности экономического субъекта, решением его социально-экономических проблем.

Материальные инвестиции предполагают вложения в средства производства.

К нематериальным инвестициям относится: повышение квалификации персонала; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка и продвижение товарного знака, марки и т.д.

Классификация инвестиций по вторичным классификационным признакам.

Классификационные признаки инвестиций
по источникам финансирования
по продолжительности инвестирования
по формам собственности
по участию инвестора в инвестиционном процессе
исходя из задач инвестиций
собственные (амортизация, прибыль)
заемные (кредиты)
привлеченные (эмиссия акций)
краткосрочные (до 1 года)
среднесрочные (1-3 года)
долгосрочные (больше 3-х лет)
государственные
муниципальные
частные
прямые
косвенные
портфельные
в повышение эффективности производства
в расширение производства
в создание новых производств
с целью удовлетворения требований государства

Прямые инвестиции – вложения в уставный капитал с целью не только получения прибыли, но и участия в управлении предприятием, предполагают непосредственное участие инвестора во вложении капитала в конкретный объект инвестирования.

Косвенные инвестиции – вложение капитала инвестора в объекты инвестирования через финансовых посредников (институциональных инвесторов) путем приобретения различных финансовых инструментов.

Портфельные инвестиции – средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода и диверсификации рисков.

Реальное инвестирования для большинства промышленных предприятий в современных условиях составляет основу инвестиционной деятельности. Осуществление реальных инвестиций характеризуется рядом особенностей, среди них можно выделить:

1. Реальные инвестиции непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия: расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее качества, внедрение достижений научно-технического прогресса и т.д.

2. Реальные инвестиции по сравнению с финансовыми подвержены высокому уровню риска, что в свою очередь предполагает способность обеспечивать более высокую рентабельность, т.е. доходность по сравнению с финансовыми.

3. Реальные инвестиции являются менее ликвидными по сравнению с финансовыми. Данное обстоятельство связано с узкой целевой направленностью большинства инвестиций в реальное производство, зачастую не имеющих альтернатив хозяйственно-экономического применения.







Сейчас читают про: