Тема 5.Творчество Д.И. Фонвизина

Тема 4. Жанр классицистической комедии.

Тема 3. Жанр классицистической трагедии.

Тема 2. Классицизм. Жанр оды.

Тема 1. Введение. Литература переходящего периода. Барокко.

Содержание курса

Форма обучения очная

Форма обучения очная

Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины

форма обучения очная

Вид учебной работы Количество часов по специальности
050301.65 Русский язык и литература   050302.65 Родной язык и литература с дополнительной специальностью русский язык и литература
№№ семестров      
Аудиторные занятия:      
лекции      
практические занятия      
самостоятельная работа      
Всего часов на дисциплину      
Текущий контроль (вид, № семестра) проверка конспектов научно-исследовательской литературы, тестирование – 3 семестр   проверка конспектов научно-исследовательской литературы, тестирование – 3 семестр
Виды промежуточного контроля экзамен – 3 семестр   экзамен – 3 семестр

Специальность «Русский язык и литература»

Названия разделов Всего Виды учебных занятий
    Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
    лекции Практ. занятия  
1 Вводная лекция. Литература переходящего периода. Барокко.          
2. Классицизм. Жанр оды.          
3. Жанр классицистической трагедии.          
4. Жанр классицистической комедии          
5. Творчество Д.И. Фонвизина          
6. Сентиментализм и предромантизм          
7. Развитие поэзии 2-й половины XVIII века          
8. Творчество Г.Р. Державина          
9. Развитие прозы 2-й половины XVIII века          
10. Творчество А.Н. Радищева          
11. Творчество Н.М.Карамзина          
ИТОГО:          
                 

Специальность «Родной язык и литература»

с дополнительной специальностью «Русский язык и литература»

Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
    Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
    лекции Практ. занятия  
1 Вводная лекция. Литература переходящего периода. Барокко.          
2. Классицизм. Жанр оды.          
3. Жанр классицистической трагедии. Творчество А.П. Сумарокова          
4. Жанр классицистической комедии          
5. Творчество Д.И. Фонвизина          
6. Сентиментализм и предромантизм          
7. Развитие поэзии 2-й половины XVIII века          
8. Творчество Г.Р. Державина          
9. Развитие прозы 2-й половины XVIII века          
10. Творчество А.Н. Радищева          
11. Творчество Н.М.Карамзина          
ИТОГО:          
               

Общая характеристика литературы XVIII века, ее связь с устным народным творчеством и древнерусской литературой. Специфические особенности литературы XVIII века как века Просвещения. Усиленное внимание к воспитательной функции литературы. Особая роль писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия. Формирование новых литературных направлений: классицизм, сентиментализм, предромантизм. Разработка художественной формы, стихосложения и литературного языка; становление и эволюция новых жанров. Периодизация. Литература переходного периода (конец XVII - первая четверть XVIII века). Новые идейные тенденции и резкая активизация процесса «обмирщения» (секуляризации) литературы. Оригинальные повести петровского времени. Отражение в них социально-общественных преобразований; новый тип героя; связь с переводной литературой и народным творчеством. Влияние барокко на русскую литературу. Стихотворство: песни и канты нового типа; торжественные панегирические стихи; школьные вирши; любовная и бытовая лирика. Театр и драматургия петровского времени: школьный театр и его репертуар; попытка создания публичного общедоступного театра; интермедии. Творчество Феофана Прокоповича.

Национальное своеобразие русского классицизма, его истоки (национальные и зарубежные). Воспитательная функция искусства, государственность и гражданственность классицизма, национально-историческая тематика при широком использовании античной мифологии. «Подражание образцам»: признание существования вечных образцов искусства, единого для всех времен и народов эстетического идеала, норм единого вкуса. Общая нормативность, т.е. правила для отдельных жанров. Жанровая система и теория «штилей». Поэтика русского классицизма. Особенности классицистической типизации; принципы создания художественного образа; системы тропов.

Сумароков - основоположник национальной драматургии. Идейно-эстетическая характеристика трагедий Сумарокова; национально-историческая тематика трагедий; психологическая разработка ситуаций и образов; усиление гражданственности и тираноборческой направленности поздних трагедий; внеисторизм трагедий Сумарокова. Продолжение развития традиций тираноборческой трагедии в творчестве Княжнина; республиканская трагедия «Вадим Новгородский» - вершина поступательного развития русской классицистической трагедии. Полемическая направленность образа Вадима у Княжнина и образа Вадима в пьесе Екатерины II и ее исторической концепции.

Комедии Сумарокова, их эволюция; отражение в них реальной действительности. Усложнение характеров персонажей на разных этапах комедийного творчества Сумарокова. Значение драматургии Сумарокова в истории русской литературы и театра. Развитие национальной драматургии в 1760 - первой половине 1770-х гг. Появление “слезной комедии”.

В.Лукин и теория «преложения» («склонения») на русские нравы» иноземных образцов. Драматургическое творчество Екатерины II. Жанр комической оперы: изображение жизни отдельных слоев народа, использование фольклора; проблема характера; связь жанра с сентиментализмом. «Ябеда» Капниста - одна из лучших комедий XVIII века. Шуто-трагедия «Подщипа» И.Крылова.

Драматургия Фонвизина. Создание «Бригадира» - «в наших нравах первой комедии». Сатирическое изображение в пьесе характерных явлений русской действительности. Классицистический характер комедии в целом и элементы, выходящие за рамки классицизма; значение образа Акулины Тимофеевны. Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии XVIII века. Главный конфликт комедии как отражение основного социального конфликта эпохи. Художественные достижения: новаторство жанра («Недоросль» - первая социально-политическая комедия), новые принципы построения характеров, степень типизации и индивидуализации героев. Особенности композиции, роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен для раскрытия идейного замысла и характеров комедии. Социальная и психологическая мотивированность индивидуализации языка персонажей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: