double arrow

Тема 10.Творчество А.Н. Радищева


Тема 9. Развитие прозы 2-й половины XVIII века.

Тема 8.Творчество Г.Р. Державина

Тема 7.Развитие поэзии 2-й половины XVIII века.

Тема 6.Сентиментализм и предромантизм.

Сложность литературного процесса: дальнейшая эволюция классицизма; становление сентиментализма; зарождение предромантизма; формирование реализма. Определенное сходство поэтик классицизма и сентиментализма: наличие нормативности (признание сентименталистами наличия единого «изящного вкуса») в разработке «средних» жанров, избирательность в подходе к слову в поэзии и прозе, к изображению чувств («красиво» - некрасиво). Краеугольный камень поэтики предромантизма - концепция гениальности, вдохновения как источника поэтического творчества. Ломка образной и жанровой систем, эксперименты в области ритмики, строфики стиха. Изображение отдельного, частного человека: автобиографизм, психологизм, лиризм).

Постепенно усиливающееся влияние сентиментализма и предромантизма на творчество поэтов этого периода. Эволюция лирики Хераскова; поэтическое новаторство Муравьева: создание поэтики «сладостного», а затем «неопределенно-невыразимого», разработка жанров дружеского послания и романтической элегии, первых русских баллад. Создание Дмитриевым «легких» стихов, салонной басни. Жанровые и художественные особенности поэзии Карамзина. Углубление в мир душевных переживаний поэта; ограниченность диапазона изображаемых чувств.

Шутливая поэма Богдановича «Душенька» и ее роль в развитии «легкой поэзии». Разновидности жанра поэмы: ирои-комическая поэма Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх», ее сатирическая и пародийная направленность.

Разрушение классицистической поэтики оды («Ключ», «На смерть князя Мещерского», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока»). Ода «Фелица» - «сочинение, какого на нашем языке еще не было». Тематическое разнообразие: гражданско-обличительные произведения, героико-патриотическая тема, философская лирика, анакреонтические стихи, о назначении поэта и поэзии. Разрыв с теоретическими положениями классицизма и сентиментализма в эстетике Державина: вдохновение как источник творчества, отрицание необходимости жанровых градаций, отказ от представления о единых критериях и «вечном» вкусе, признание закономерности «различных вкусов», постановка проблемы исторической и национальной обусловленности характеров, создание индивидуальной образно-стилистической системы и индивидуально-выразительной поэтической формы. Новаторство: широта и многогранность художественного воплощения окружающей действительности в ее контрастных проявлениях, утверждение в поэзии личности автора, автобиографизм, портрет современника, создание полотен бытовой живописи, ярких и многоцветных «образов и картин чисто русской природы» (Белинский).

Демократизация читательской среды и становление русского романа. Жанровое разнообразие повествовательной прозы. Ф.Эмин - автор первых русских оригинальных романов. Первый русский сентиментальный роман «Письма Эрнеста и Доравры»: эпистолярная форма, элементы психологизма.

Волшебно-авантюрные и сатирико-бытовые повести сборника М.Чулкова «Пересмешник»; «плутовской» роман «Пригожая повариха». Отражение в произведениях Чулкова «низкой» действительности. Просветительский и общеобразовательный характер «Письмовника» Курганова. Интерес к фольклору в литературе. Рукописная и «подпольная» литература. «Восточная повесть» «Каиб» И.Крылова - сатирическое изображение двора и придворного искусства.

Философские и эстетические воззрения Радищева; провозглашение принципа «соучаствования» как основы искусства. Ода «Вольность» - первое произведение русской революционной поэзии. Композиция оды, идейно-художественные особенности, связь со стилистикой гражданского классицизма. Решение проблемы характера, среды и обстоятельств в «Житии Ф.В.Ушакова», художественное своеобразие «Жития». История создания и публикации «Путешествия из Петербурга в Москву». Композиция произведения, его жанровое своеобразие, многосторонняя картина русской жизни, проблематика «Путешествия». Метод изображения действительности в произведении, сочетание трагического и комического, патетики и иронии; язык и стиль.

Поэзия последнего периода творчества; связь поэзии Радищева с фольклором, поэтическое новаторство (обращение к «белому стиху», «русским размерам», новые ритмические формы, полиметрия и т.д.).


Сейчас читают про: