Система государственного страхового надзора в современной России

Система государственного страхового надзора в современной России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специ­альное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нор­мативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами ис­полнительной власти. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законода­тельства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регули­руемых законом о страховании, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффек­тивного развития страхового дела.

Цитата из закона «Об организации страхового дела в РФ»

Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела

1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодатель­ства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регули­руемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эф­фективного развития страхового дела.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и ор­ганизационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его террито­риальными органами.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, рее­стра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия ли­цензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой дея­тельности (страхового дела);

6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

4. Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страхо­вых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового де­ла, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем про­ведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финан­совой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях раз­решений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокер­ских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

5. Субъекты страхового дела обязаны:

- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходи­мую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, со­ставляющей банковскую тайну).

Более подробно функции страхового надзора определены Постановлением Пра­вительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» от 08.04.2004 г. № 203.

Для осуществления своих функций страховой надзор вправе запрашивать необходимую информацию у страховщиков и других субъектов страхового дела, производить проверки деятельности страховщиков, давать им предпи­сания по устранению недостатков, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий, обращаться в ар­битражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию. Для этого страховой надзор может создавать вре­менные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.

Согласно ст. 31 Закона о страховании предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимоно­польным законодательством РФ. В настоящее время эти функции обеспечиваются Феде­ральной антимонопольной службой в соответствии с антимонопольным законодательст­вом РФ, а также Федеральным Законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.99 № 117-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела, согласно ст. 32 Закона о страховании, осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с законом о страховании.

Наряду с правилами страховщики, для получения лицензии, представляют в стра­ховой надзор учредительные и регистрационные документы, сведения об акционерах (участниках), руководителях и актуарии страховщика, расчеты страховых тарифов, по­ложение о формировании страховых резервов, экономическое обоснование осуществле­ния видов страхования.

При лицензировании перестраховочной деятельности правила не представляются, но необходимо представить образцы документов, используемых при перестраховании. Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности представляются учредительные и регистрационные документы, образцы брокерских до­говоров и документы, подтверждающие квалификацию брокера.

Соискатели лицензий, имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, дополнительно представляют в порядке, предусмотренном законо­дательством страны пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью на свое участие в устав­ных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют страховой надзор об отсутствии таких требований.

Выдача лицензии является платной.

Должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъ­екта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных российским законода­тельством (ст. 33 Закона о страховании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: