double arrow

Использование библейских сюжетов в прозе Л.Андреева («Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» и др.)


Концепция революции в произ-ях Л.Андреева («Губернатор», «Так было», «Рас-з о 7 повешенных», «Тьма»). Разнообразие жанров, повеств-ой формы, героев.

Черты экспрессионистской поэтики в прозе Л.Андреева (рас-з «Красный смех»).

«Красный смех» (1905 г.) – фантазия на тему будущей войны. Пишет в форме дневника чел-ка пришедшего с войны. Подзаголовок «Отрывки из найденной рукописи».

Заглав. образ многолик. Красный смех – символ безумия, безумия войны.

Произ-е вписано в мировое ис-во лит-ры: Мильтон «Потерянный рай»; отсылка на картины Рериха, испан. худ-ка Франциско Гойе.

Это пацифистское произ-е, в к-ом он ненавидит войну. Отсутствие точности датировки, названия географич. мест, контрастные кричащие цвета, особенная речь (упрощенная, с приемами повторов, экспрессиональная, насыщенная эпитетами, метафорами), прием маски – черты экспрессионизма.

Мы не знаем, о какой войне идет речь, герой не назван по имени.

«Рас-з о 7 повешенных» – насильственная смерть вообще не должна существовать, также как и война. А. протестует против смертной казни. Испытание смерти проходят революционеры. Известие о смерти они переносят более спокойно. Глав. мысль – страстный протест против смертной казни; возникает мнение, что все уравнены перед смертью.




Как участница борьбы, Муся ощущает свою слитность с миром, его «безбрежными горизонтами», находит в нем чарующую музыку и свет. Для девушки «смерти нет», так названа главка, посвященная ей. Вернер, разочаровавшийся «в себе и в своем деле», в ночь перед расстрелом понимает, на сколько «молодо еще чел-во» с «его смешными промахами» и великой целью – совершенствования. Пробуждение мыслей о судьбах людей всей земли считает пис-ль чертой подлинного революционера в отличии от обычных террористов.

1ая рус. революция принесла А. глубокие – не без основания – разочарования, одновременно насытило его мечту, раздумья о мире и чел-ке новым содержанием, а тв-во – яркими свершениями.

«Губернатор» – рас-з о чел-ке, к-ый совершает преступление. Губернатор приказал расстрелять толпу демонстрантов (20 с лишним чел-к). Прием повтора: взмах белого платка, выстрелы, кровь. В финале его убивают.

В основе рас-за мучительное ожидание героем своей близкой гибели – мести рабочих за то, что он приказал расстрелять участников стачки с их семьями. Тягостные переживания приводят губернатора к пониманию справедливости народного гнева и безнравственности властей. Страх сменяется почти смирением перед возмездием, и оно наступает.

Убийство губернатора истолковано все-таки глубокой ошибкой. Идеалы революции «состоит в свободе, равенстве и братстве, граждане должны пользоваться такими средствами, к-ые не противоречат этому идеалу». Так говорит один из рук-лей рабочих. Автор усиливает его мысль экспрессией своего слова. Решению умертвить губернатора, «рожденное во тьме, само по себе неисследимая тьма, царило торжественно и грозно, и тщетно пытались люди осветить его свечами своего разума».



1907 г., попытался дать свое понимание евангельского сюжета, приближает произ-е к времени поражения в 1ой рус. революции, размышляет о вечном. Иуда у него умен, хитер, понимает Иисуса лучше, чем апостолы. Предательство Иуда совершает не ради денег, а ради эксперимента. Иуда доносит римлянам на Иисуса. Иуда м. праздновать победу, т.к. чел-во ничтожно, оно не спасло Иисуса. Глубочайший психологизм начинается даже с портрета Иуды.

В произ-и сказалось отрицательное отношение А. к христианской религии: евангельская ист-ия получает нетрадиционную трактовку. А. поднимает проблемы идеала и его претворения в действ-сть. Идеалом признан Иисус, его идеи призваны нести народу ученики. Однако вера и любовь 11 учен-ков явл. лишь платой за будущий вход в царство небесное и за место рядом с Иисусом (спор Иоанна и Петра: «кто больше любви заплатил»). Уч-ки брезгливо относятся к Иуде, как и к др. отверженным. Апостолы заняты лишь самосозерцанием и самосовершенствованием. Иуда же явл. посредником м/у Христом и людьми (кража денег для голодной блудницы), любовь его деятельна (спасает Христа от расправы разъяренной толпы).



В образе Иуды подчеркивается двойственность, как во внешности, так и в хар-ре. Это объясняется той двойственной ролью, к-ую играет Иуда, формально – он предатель, по сути – единственный преданный Христу чел-к.

Иуда одинок в мире, он не верит в людей, в доброе начало в них. Именно это неверие толкает его на эксперимент – Иуда предает Христа, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собственной жизнью для спасения уч-ля (Иуда приносит апостолам оружие, предупреждает о грозящей Христу опасности, уже после смерти Христа предлагает уч-кам последовать за уч-лем.

М/у Христом и Иудой много общего. Иуда не без основания предполагает, что любой чел-к в этом мире одинок, даже такой, как Христос. Т.о., эксперимент Иуды – это попытка проверить, истинно ли то, что чел-к в этом мире обречен на фатальное одиночество.







Сейчас читают про: