double arrow

Мировоззренческие» сочинения Л.Андреева «Бездна», «Жизнь Василия Фивейского». Основные черты тв-ого метода А


Своеобразие реализма ранних рас-зов Л.Андреева «Жили-были», «Петька на даче», «В подвале» и др. Связь с традициями рус. классики.

Публицистика М.Горького: статьи, очерки, памфлеты. Особенности содержания, идеи, формы «Несвоевременных мыслей».

Г. публицистикой занимался на протяжении всей своей тв-кой деят-ти. В 1900 г. после поездки в Америку Г. написал знаменитые памфлеты «Город желтого дьявола», «О цинизме», «Заметки о мещанстве», «Две души», «О крестьянстве», «Несвоевременные мысли»; очерк «О лицах» (# Ленин), «Очерк Л.Толстой», «О рус. крестьянстве» (22 г.)

«Несвоевременные мысли» – так называл сборник, состоящий из 57 статей, к-ые опубликовал в газете «Новая жизнь» с апреля 1917 г. по июль 1918 г.

Сборник посвящен вопросам общеполитич-им, теме власти, народа, куль-ры, революции, недопустимости террора, вопросам судьбы гос-ва. Сборник долго был запрещен, долгие десятилетия не печатался.

По убеждению Г. «революция – это не дебош, а благородная сила, сосредоточенная в руках народа. Революция – это длительный процесс преобразования общ-ва».

Статьи складывались по-разному. Это рез-тат встречи с самыми разными людьми. Г. спорит со многими совр-ками, т.е. отклик на чужие публикации; статьи о размышлении Г. на совр. события.

Сборник свидетельствует о независимой позиции, о его бесстрашие, о его открытой полемики с Лениным.

В окт. 21 г. Г. выехал из России якобы для поправки здоровья, оказавшись на обочине.

Уже в 1ых произ-ях простая бытовая сцена обнаруживает некие не замеченные персонажами, подспудные пружины их поведения, шире – челов-ого существования. В конкретных ситуациях и образах всемерно усилено проявление общебытийных противоречий. Поэтому традиционные темы, легко узнаваемый жизненный материал приобретали новое содержание.

В ранней прозе А. сразу увидели традицию Чехова в изображении маленького чел-ка. По выбору героя, степени его обездоленности, по демократизму авторской позиции такие рас-ы, как «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек», вполне соотносимы с чеховскими. Но младший из совр-ков везде выделил страшное для себя состояние мира – полное разобщение, взаимонепонимание людей.

А. обладал сходным худ-ым мышлением. Чутко уловленное в общ-ной атмосфере явление как бы концентрировалось на малом участке – в поведении героя. Чем больше отступали от вечных предначертаний жизни, тем острее ощущалась разрушенность общего миросостояния. И все таки чел-к, даже погребенный заживо, на какой-то миг пробуждался от летаргического сна. Созданию столь горькой судьбы подчинены экспрессия авторского слова, сгущение красок, символика. Есть у А. и необычайные средства выразительности. Какое-то представление персонажа вдруг объективируется, отделяется от породившего его субъекта.

В ранней прозе возникает модель угрожающего разобщенного и бессознательного существования. Однако пис-ль вовсе не одинаково расценивает человеч-ие судьбы.

Сочетал в своем методе разные принципы: реалистич., экспрессионистич. (тяготеет к предельно выраженным чув-вам).

1901 г. рас-зы о детях: «Валя», «Петька на даче», «Ангелочек»; «Жили-были»; психолог-ие новеллы: «Ложь», «Молчание». Ведущая проблема – проблема чел-ого счастья.

«Жили-были» – рас-з о судьбах героев. В больнице происходит знакомство 2х противоп-ых людей: Лаврентий Кошеверов (купец, 52г.), Филипп Сперанский (тамбовский дьячок, 50лет). Третий герой – студент, 23 г., Константин Торбецкий – он неск-ко в стороне, т.к. болезнь его не смертельна.

Болезнь – проверка героев на их чел-ую состоятельность.

Оказывается купец озлоблен на весь мир (не любит людей), дьячок наоборот – жаждет жить, чел-к религиозный, всех за все благодарит.

Образ солнца как символ жизни; цветущая яблоня, белый налив.

Купец постоянно раздражается от многословия. Кульминация – сцена психол-ого выпада К. против С. Он раскрывает дьячку тайну смерти. Впервые звучит у А. тема смерти. Развязка весьма неожиданная – ночью плачет дьячок. Дьячок не боится смерти, ему жалко расставаться с жизнью (эта жажда жизни поразила и купца). Первым умирает Кошеверов так что не успевает никому ничего сказать.

Рас-з явился потрясением для многих. А. вводит прием повтора худ-но внутр-их деталей, к-ое придает такой физич-ий смысл. Белый цвет больницы – смерть (белые усмехающие степи).

А. создает важные для себя произ-я: «Бездна», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездна» вызвала горячие споры. Рас-з направлен на вопросы морали и нравст-сти ч/з тему насилия. Речь идет о насилии вообще. 1-ый рас-з, где замысел разошелся с воплощением.

«Мысль» очень напоминает Достоевского. Мысль о пределах и возможностях чел-ких идей.

«Жизнь Василия Фивейского» – в худ-ном отн-ии это один из лучших рас-зов, но в концептуальном также вызвал споры. Тема чел-ка среди людей, поиск правды. Рас-з очевидно символичен: 1) 2 сюжетных и стилист-их пратотипа (легенда об Иове – ветхозаветная и жанр древнерусское житие). А. ориентируется на библейский стиль; 2) это одно из произ-ий экспрессионизма.

Важное место уделяет сюжету, сюжетной основе. После каждого испытания В.Ф. говорит, поднимая глаза в небо: «Я верю!» Закрадывается сомнение в душу, сомнение в Боге, его торжестве.

Образ несчастного реб-ка становится символом страдания.

Исходная ситуация «Жизни…» – противоборство священника Ф. в собственное неверие в бога, усиливающимся с трагической утратой близких, – совершается протестом против религии. Этот мотив, горячо одобренный Горьким, ярок, но им произ-е не исчерпывается. Раздумья Ф. о справедливости, любви, мудром служении и правде и составляют повесть.


Сейчас читают про: