double arrow

Роман М.Горького «Мать» (1908 г.) как свидетельство времени. Связь с традицией рус. ром


Пьеса М.Горького «На дне» как жанр новой философской драмы.

Пьеса мирового театра. Лучшая пьеса Г. Пьесу называют полифонической драмой, т.к. в ней много тем, мотивов, героев. 2 важные проблематики: 1) конкретно-историч-ая проблематика, к-ую мы м. назвать темой людей дна. Она разрабатывалась еще в рас-зах. Эта тема здесь получает свое завершение; 2) филисоф-ая проблема. Герои любят размышлять о главном (Боге, правде, чел-ке).

Развитие сценич-ого действия своеобразно. Завязка – появление Луки. До этого важно знакомство с героями и обстановкой ч/з ремарки и первые реплики. Появление Луки готовится заранее. Чит-ль уже понимает на какую почву падут речи Луки.

С появлением Луки действие на сцене оживляется. Лука для каждого находит свой ключ, несколько в стороне находятся Бубнов и Сатин.

Кульминация – убийство Костылева.

Развязка – самоубийство Актера. Поскольку есть конфликт, то говорить о развязке мы можем после ухода Луки из ночлежки. Развязка сценич-го действия – самоубийство Актера.

Конфликт многоуровневый: 1) личный – внутри персонажей; 2) столкновение героев друг с другом; 3) со средой; 4) идеалогич-ий – переносится в споры героев о боге, о чел-ке. Уход Луки – некое звено идеалогич-ого конфликта.

Система персонажей. В центре Лука. Его образ многогранен. Самым трудным вопросом пьесы является вопрос утешительства Луки. На эту тему много высказывался сам Г., современники и последователи.

В разные годы Г. судил по-разному о Луке. Однако превалировало иронич-ое, отрицат-ое высказывание, но текст пьесы чаще всего противоречит Г. негативной оценке.

С большинством персонажей связаны отдельные мотивы проходящие ч/з всю пьесу (# мотив страдания, мотив иллюзий, надежды).

Нек-ые черты языка драм Г. 1) сталкиваются разные значения одного слова (# в «Мещанах» слово хозяин – собственник и «тот, кто трудится»); 2) прием игры словами («На дне» Клещ и Костылев про деньги и петлю слово накинь) иногда имеет сатирич-ий смысл («На дне» Анна Луке мягкий – мяли много). Г. любит сталкивать слова близкие по корню или по звучанию; 3) афористичность языка; 4) особая пунктуация.

Идеологический ром. Глав. герой Павел Власов. Долгие десятилетия совет. наука признавала ром. образцом метода социомистич-ого реализма. Метод сыграл негативную роль. Метод жестких правил, он ограничивал тв-кие возможности самобытных пис-лей и признавал принципы классовости ис-ва.

Роман писался, когда Г. еще и не думал об этом методе. Этот метод получил свое определение в 1933-34 гг.

Произ-е вызвало много разных оценок. Символисты считали, что роман убил в Г. худ-ка (Философов). Гиппиус утверждала, что партийная позиция убила в Г. худ-ка. Л.Андреев одобрил ром. и сказал, что в ром. сам народ поддержал революцию.




В эти годы Г. начинает дружить с Лениным и собирает деньги за границей для революции. В 1905 г. вступает в социал-демократич. партию. Работает в газете «Новая жизнь».

Сам Г. видел ром. не лучшим, но писал искренне, желая написать для рабочих настольную книгу борьбы. В ром. рассказано о подготовке революции, о стачках, о забастовках.

Ром. имеет аналоги в предшествующей лит-ре (как элементы идеологич. романа): «Отцы и дети», «Что делать?», Герцен «Былые думы», «Воскресение».

Г. важно показать всеобщность происходящего. Г. собирался написать народную книгу и поэтому народ представлен дифференцировано (рабочие, деревня, интеллигенция).

Г. пытается показать как м/у честными людьми разных классов налаживаются связи и как рабочие пытаются бороться за свои права сами.

Создавая свой роман, Г. подчеркивал мысль о том, что находился под влиянием Чернышевского «Что делать?».

В последние годы появилась тенденция видеть в романе религиозное начало. В этом смысле важна т.з. И.Есаулова, к-ый хар-ет роман с этих позиций и видит отражение евангельского сюжета о Богородице и Христе. Важный мотив жертвы, жертвенности. Герои ищут новую веру для себя, потому что «Бога отняли у простых людей». Поиск новой веры не противоречит идеалам христианства, а проходит в их русле. Идеи имеют соприкосновение с идеями христианства. Идеи социализма «Равенства, братства, счастья для всех».

На пути осуществления идей социализма неизбежны жертвы. Мотив жертвы звучит с 1ых страниц. #, жертвами жизни, жертвы каторги труда – люди старшего поколения, отец Павла – Михаил Власов.



Г. находит в героях зооморфные черты, сравнивает с насекомыми и животными.

Глав. героиня проходит путь от героини-жертвы к сознательной героине-жертвенницы (Ниловна – жена М.Власова). Она меняется душой и сознанием. Она принимает идеи детей. Дети – сознательные герои жертвенники, к-ые полностью посвящают себя идеям борьбы.

Правота Есаулова, видящего отражение евангельского сюжета, подтверждается деталями текста, где много явных и скрытых сопоставлений с сюжетом о Богородице и Христе.

Важна фраза Ниловны в конце произ-я «душу воскресшую не убить».

Ром. обращен к современникам и ставит вопросы нравств-ого порядка для людей участвующих в борьбе (# убийство Исайки ставит вопрос о пределах нравственно допустимого).

Смысл ром. многозначен. Написан не в едином стилист-ом ключе (есть публицистика, лирика, глубокий психологизм в обрисовке матери – Ниловны).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: