double arrow

Эстетич-ая программа акмеизма. Печатные декларации А-ов (Гумилев, Ахматова и др.). Харак-ка тв-ва 1 из поэтов


А.Блок – автор поэм. Лирич-ое и эпическое. Своеобразие символики. Лирич-ий герой. (Хар-ка 1-2х поэм на выбор).

1-ая поэма «Ночная фиалка» написана в черте символизма.

«Возмездие» – писалась долгое время, но так и осталась незаконченной. Задумывалась как поэма в традициях Пушкина. Отразилась тема народа и интеллигенции, история родов как отражение истории России.

«Соловьиный сад» (1915 г.) – цельная, гармоничная поэма, посвящена судьбе чел-ка и поэта. Представлено 2 мира: мир тяжелого труда и мир соловьиного сада. Поэма о смысле жизни, о тяготах, о судьбе чел-ка. Тема долга и успокоения как противоречащие друг другу.

«12» (написана в первые месяцы советской власти – 1918 г.). Многие поверхностно поняли поэму, считая ее одобрением новой власти. Написана как поэма в стихах, состоящая из 12 стихов. Хаос, гармония, космическая стихия – ключевые слова. Поэма двупланова: реалистич-ая/историч. и символич./философ. Построена на приеме контраста. Действие происходит в феврале. Центр поэмы – образ 12 чел-к, к-ые несут дозор. Они носители новой власти, но вышедшие из старого. Б. подает надежду, что из них вырастет 12 апостолов. Оставляет надежду на их очищение, но прежде будет совершено много ошибок. Кульминация – 6 глава – убийство Катьки. Революция – безвинные жертвы.




В финале появл. образ Христа.

Для каждого стих-я своя логика, мелодика, ритм: марш, городской романс, разбойничья песня, частушка, разговорная речь. Б. собрал все многообразие худ-ных приемов. Драматизация пьесы: есть завязка, развязка, кульминация.

Объединение А-тов выдвинуло свою эстетич-ую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь. Деят-ть этой группы была откровенно направлена против символизма. Но в рез-тате полемики со старшими поэтами нек-ые А-ты отказались от многих духовных завоеваний своих предшественников, провозгласив себя первооткрывателем «микрокосмоса человеч-ого тела».

Акмеистич-ое течение было малочисленным и просуществовало очень недолго – около 2х лет (1913-1914). «Цех поэтов» объединял большое кол-во участников: 1) просуществовал до 1914 г., глава Гумилев, помощник С.Городецкий, секретарь Ахматова; в него входили: М.Кузмин, Мандельштам; 2) лето 1916 – осень 17 г. Г.ИванОв, Г.Адамович; 3) конец 20 г. Н.Оцур, И.Одоевцева. На собраниях обсуждались насущные вопросы: анализировались стихи, решались проблемы поэтич-ого мастерства, обосновывались методы анализа произ-ий.

Идея нового направления в поэзии была впервые высказана М.Кузминым. Он поделился своими раздумьями о лит-ре в статье «О прекрасной ясности».

Речь шла об оздоровлении нравственной атмосферы, чел-ка, должного найти лад «с собой и с миром». Отрицал только определенную форму самовыражения личности. Внимание было сосредоточено на предпочтительном худож-ом мастерстве: логичности «в замысле, в постройке произ-я, в синтаксисе», экономности в ср-вах и словах.



В январе 1913 г. появились манифесты А-ма. С этого момента и начинается существование определившейся группы. В ее состав вошли: Гумилев, Ахматова, Мандельштам, С.Городецкий. Гумилев и Городецкий выступили с обоснованием нового объединения.

Свою статью Гумилев озаглавил – «Наследие символизма и акмеизм». «Новому направлению» было дано 2 названия: акмеизм и адамизм. Глав. достижением возникшего направления Гумилев считал признание «самоценности каждого явления», вытеснение культа «неведомого». Объяснялось расширение «способов поэтич-ого воздействия» на чит-ля.

Городецкий в статье «Нек-ые течения в совр-ной рус. поэзии» увидел даже катастрофу символизма – в связи с тяготением к «текучести слова», т.е. многозначности, и ставкой на подсознание художника. В А-зме высого оценил сплав объективного «явления с поэтом» и открытие «мгновений, к-ые м.б. вечными».

Единение символистов к моменту акмеистич-их выступлений действительно распалось. Потому, что постижение громадной сложности проблем: человеч-ой души, жизни, мироздания – развело поэтов по разным дорогам, не ослабив м/у тем влечения к глобальным темам.



Программы А-зма выглядели скороспелыми. Но они принадлежали талантливым людям, уже проявившим себя в тв-ве. Их живое, вдохновенное слово воздействовало вне всяких деклараций и позволяло затмить новую тенденцию отечест-ой худож-ой лит-ры.

3 основных пункта из программы А-тов: 1) никакой мистики; 2) точность в соответствии слов предмету изображения; 3) равное в худ-ном смысле отн-ие ко всем моментам жизни.

Говорили о реалистичности окруж. мира. Увлекались отдельными деталями. Считали, что поэтом м. стать любой желающий. Не отказывались от мирового ис-ва: Шекспир, Рабле, Готье. Есть тяготение к фольклор. образам. Разговорная прозаич-ая интонация. Мир предметов, внимания к мелочам.

Конец истории А-ма – 21 г. (расстрел Гумилева).

А.Ахматова (Горенко) вышла в лит-ру сразу – с появлением ее 1ого сборника стихов «Вечер» (1912). Сначала 20х гг. и до конца 30х гг. А. не печатали. В конце 40х гг. снова на ее тв-во был наложен запрет. Март 1914 г. – вышла книга «Четки».

Глав. вехи раннего тв-ва А. 3 книги: «Вечер», «Четки», «Белая стая». В ранней лирике звучит редкостно искрений и сдержанный голос, исповедующийся в тайных переживаниях души.

Принцип Анненского «одухотворенной предметности» развит в стихах А. еще до ее чтения «Кипарисового ларца».

Раннюю лирику, составившую основу «Вечера», вполне м. принять за стихотворный дневник, передавший сложные метемарфозы отн-ий каких-то конкретных возлюбленных. Этот эффект достигается густо рассыпанными по строкам бытовыми деталями: «Меховая муфта»; слышаться отрывки бытовых разговоров; укрупняются переживания, ломают узкие границы конкретного пространства, соединяя быль со сказкой.

А. открыла общезначимую философию чув-в. В эмоционально насыщенных признаниях проявлена мудрость жизни – разные смыслы любви: ядовитой страсти, испытания верности, опустошение ревности, сметри души с потерей возлюбленного. А. более склона к драматич. или даже трагич-им мироощущениям.

Поэзию А. опираясь на ее суждения назыв. женской.

2ая книга А. лирики «Четки» (1914-23 гг.). В «Четках» трагич-ое мироощущение заметно сгущается. В стихах возникает и целостная мрачная атмосфера. В ней есть место некогда светлой и преданной возлюбленной. Но греховность ощущается как захватившая всех стихия.

А. позволила увидеть по существу невидимое, тайное – как обездоленная душа в себе самой находит силы, утоляющие засторелую боль.

Лирич-ая героиня «Четок» обладала внутренне подвижным, диалектичным бытием. Испытание, обостряясь, расширяясь в регистре, как бы накапливали душевную энергию.

К позднему переизданию «Белой стаи» (1940) А. предпослала эпиграф из И,Анненского: «Горю, и ночью дорога светла». Строка дает ясное представление о целостном звучании сборника. Здесь горе ведет к свету мудрости. В стихах «Б. с.» сохранился прежний исход лирич-их медитаций – малые факты повседневности; знаком и облик героини. А книга несет в себе новое мироощущение.

«Б. с.» передает состояние мира, зыбкое, пошлое, трагичное. Перед нами не дневник, не исповедь, а глубокие раздумья, прозрения. Инструментом постижения сущего, одинаково чутким к личному и общему, мысли и переживанию, избрано тв-во. Образ Музы пренимающей разные лики становится «инобытием лирич-ой души» в ее связях с жизнью.

Сборник разделен на 4 части. Все 4 постепено переливаются одна в др., усиливая драматизм психологич-ого напряжения.

В 1ой части звучит мотив, возникший еще в «Четках», горестная утрата воспринимается как источник вдохновения. Выражено поклонение тв-ву – смыслу сущ-ния певучей души.

2ая ч. стихов целиком под страшным знаком: «и голос музы еле слышен». Божественный голос не м. прорваться сквозь плотный заслон. Глубокое сопереживание потрясенному миру нарастает в 3 главе. Печальные картины предвоенной и военной России окрашены темными красками.

В 4ой ч. возвращен забытый аромат любви.

В «Б. с.» увидели пушкинскую традицию. Она проявилась в ряде мотивов: музы, поэта и толпы, светлой печали.







Сейчас читают про: