double arrow

Методы финансирования инвестиций

Источники финансирования – денежные средства, которые могут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов (собственные, иностранные, государственные, заемные). Методы (формы) финансирования – механизм привлечение инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса. Виды форм финансирования:

1) самофинансирование;

2) кредитное финансирование;

3) акционерное финансирование;

4) государственное финансирование;

5) проектное финансирование;

6) лизинг;

7) факторинг;

8) форфейтинг.

Ø Самофинансирование. Используется для небольших проектов с применением следующих источников: остатков чистой прибыли, резервов, амортизационных отчислений.

Ø Кредитное финансирование. Формы: кредит, облигационный заем, привлечение заемных средств населения (для организаций потребительских коопераций).

v Кредит – ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процентов. Классификация кредитов для финансирования инвестиций:

1) по типу кредитора: государственный; иностранный; банковский; коммерческий (в товарной форме);

2) по форме предоставления: товарный; финансовый;

3) по цели предоставления: инвестиционный (в денежных и валютных формах); ипотечный (залог недвижимости); налоговый (отсрочка уплаты налога);

4) по сроку действия: долгосрочный; краткосрочный (например, ипотека выдается сроком от 10 до 30 лет; преимущества ипотеки: развитие ипотечного бизнеса, который позитивно складывается на всех процессах экономики; положительное влияние на преодоление социальной напряженности в обществе; низкорисковая банковская операция (риск перекладываются на плечи заемщика и инвестора). Существует ряд законов: «О залоге», «Об ипотеке».

ü Налоговый кредит предоставляется сроком от 1 года до 5 лет:

а) НИОКР, техническое перевооружение производства (30 % стоимости приобретенного оборудования);

б) осуществление инновационной деятельности;

в) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

За последние пункты процент кредита определяется по соглашению налогоплательщика и органом. Выделяется на основе заявления и документации, подтверждающей необходимость предоставления кредита.

v Облигационный заем – кредитное финансирование инвестиций, представляет собой внешние заимствования на основе эмиссии облигаций. К облигационному займу прибегают предприятия у которых платежеспособность не вызывает сомнений.

v Привлечение средств населения осуществляется организациями потребительских коопераций на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г. № 24. По договору займа на определенный срок могут участвовать физические и юридические лица.

Ø Акционерное финансирование. Применяет только акционерное общество. Обычно используют инвестиционные ресурсы для крупномасштабных проектов. Привлечение средств идет за счет эмиссии акций. Вторичная эмиссия осуществляется в соответствии с законами «Об акционерных обществах» и «О ценных бумагах». Плюсы:

1) при больших объемах эмиссии – низкая цена привлекаемых средств;

2) за пользование привлеченными ресурсами – выплаты в зависимости от финансового результата акционерного общества;

3) использование привлеченных ресурсов неограниченным сроком.

Эмиссия может быть как обыкновенных акций, так и привилегированных.

Ø Государственное финансирование. Может осуществляться в таких формах, как:

1) финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;

2) финансирование в рамках целевых программ;

3) финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

1. Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная форма осуществляется за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. Проводит специальная комиссия. Требования к подобным проектам:

­ срок окупаемости не должен превышать 2 года;

­ инвестиционный проект должен иметь бизнес-план;

­ государственная поддержка может быть:

а) на возвратной основе;

б) предоставление государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

· категория А – проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;

· категория Б – проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

· категория В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

· категория Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки реализации и прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации. Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):

- для проектов категории А – 50 %;

- для проектов категории Б – 40 %;

- для проектов категории В – 30 %;

- для проектов категории Г – 20 %.

Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления. Решения комиссии направляются в Министерство финансов РФ для их реализации в установленном порядке. Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет право выбора следующих форм государственной поддержки:

­ предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;

­ предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта;

­ предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Министерство финансов РФ и Минэкономики РФ с участием Центрального банка РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов:

­ инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров;

­ банки, имеющие намерение заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Министерство финансов РФ заявки на предоставление этим банкам государственных гарантий.

Министерство финансов Российской Федерации при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства Российской Федерации.

2. Финансирование в рамках целевых программ. Осуществляется через целевые программы. Сегодня реализуется 100 национальных проектов. Очень эффективный инструмент, так как целевые программы реализуются за счет:

· федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

· внебюджетных средств (взносы, целевые отчисления от прибыли, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов);

· специальных фондов;

· средств иностранных инвесторов;

· кредитов (инвестиционных и конверсионных) с государственной гарантией.

3. Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Привлечение средств из иностранных источников в виде кредитов, займов. Россия формирует государственный внешний долг. Может быть смешанное финансирование.

Ø Проектное финансирование. Финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. За предоставление финансирования предоставляется право на участие в разделе результатов реализации проектов. Данный метод используется в соответствии с законом «О соглашении о разделе продукции» от 18.05.2006 г. Обычно используется для поиска и разведки добычи минерального сырья. Осуществляется с определением регресса (требования о возмещении предоставленной суммы):

· финансирование с полным регрессом на заемщика. Определенные гарантии и требования кредитор не требует, все риски проекта падают на заемщика. Цена займа невысокая и позволяет быстро получить финансовые средства. Используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов;

· финансирование без права регресса на заемщика. Кредитор не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость высока ® финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и конкурентоспособную продукцию;

· финансирование с ограниченным правом регресса. Каждый участник берет на себя зависящие от себя риски. Цена умеренная, поэтому все участники заинтересованы в эффективности реализации проекта, так как их прибыль зависит от их деятельности. Данная форма имеет ряд преимуществ:

а) более достоверная оценка платежеспособности и надежности заемщика;

б) рассмотрение всего инвестиционного проекта с точки зрения платежеспособности и эффективности;

в) прогнозирование результата реализации инвестиционного проекта.

Ø Лизинг. Долгосрочная аренда машин, оборудования и так далее на срок от 3 до 20 и более лет, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. В зависимости от срока договора различают три вида операций:

1) краткосрочная аренда – рентинг (до 1 года);

2) среднесрочная – хайринг (1–3 года);

3) долгосрочная – лизинг (3–20 лет).

Формы лизинга:

1) финансовый – соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную себестоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя;

2) оперативный – соглашение, срок которого короче амортизационного периода изделия.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, т. е. имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Субъекты лизинга – лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Источники лизинга:

· банковский кредит;

· собственные средства;

· банковский кредит и собственные средства лизингодателя;

· собственные средства получателя.

Схему механизма лизинговой сделки см. на рис. 28.


Рис. 28. Схема механизма лизинговой сделки:

К – кредитор (банк); П – поставщик оборудования (производитель); С – страховая компания; Л – лизингодатель (лизинговая компания); Л1 – лизингополучатель

(потребитель); 1 – кредит; 2 – оплата оборудования; 3 – продажа оборудования;

4 – лизинговый договор; 5 – лизинговые платежи; 6 – поставка оборудования;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: