Общая харак-ка лит-ры «рус. зарубежья» (И.Шмелев, Б.Зайцев и др.)

Рус. футуризм. Теория и худож-ая практика футур-ов (имена, формы тв-ва). Харак-ка тв-ва 1 из поэтов.

За месяц с небольшим до появления акмеистич-их деклараций, в декабре 1912 г. вышел в свет сборник «Пощечина общественному вкусу», открывавшийся программой статей рус. футуристов (футурум – будущее). Ее подписали Д.Бурлюк, А.Крученых, Маяковский, В.Хлебников.

В статье обосновывалось место и значение новой группы, ее отношение к предшествующей лит-ре. Позиция была избрана разрушительная и скандальная. Они предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности». Провозглашалась «Новая Грядущая Красота Самоценного Слова».

В 1913 г. была дана конкретизация лозунгов. Отрицали грамматику, синтаксис, правописание родного яз., воспевали власть новых тем: ненужность, бессмысленность, тайну властной ничтожности. Считать гласные звуки выражением времени и пространства, согласные – краски, звука, запаха. Названия изданий: «Пощечина обществ-ому вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб» и пр.

Маяковский был одним из авторов деклараций.

Поэт хотел дать в ис-ве ср-во самовыражения, самосознания многомиллионной городской массе, для нее найти по-новому выразительный и близкий яз. А себя и своих единомышленников определил как «десяток мечтателей».

Идея – освоить новый словарь, поэтич-ие формы во имя ис-ва будущего – понималась индивидуально.

Футуристич-ое течение было довольно широко и разнообразно. В 1911 г. возникла группа эгофуткристов Петербурга: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и пр., кубофутуристы: Маяковский, братья Бурлюки, В.Хлебников.

Исходным в эстетич-их программах групп была «материализация» поэтич-ого слова, т.е. его сближение с предметом, им обозначенным, расширение звукового знач-я. Часто Ф-ты (Хлебников) тяготели к «лабораторному» изобретательству яз-ых форм.

Внимание Ф-тов было направлено к их современности. Но и здесь рез-таты оказались разными. Взгляд одних (Маяковский) был устремлен к противоречиям городской куль-ры, процессам ее разрушения и путям возрождения. Другие прошли к отрицанию куль-ных ценностей как таковых, воспеванию примитива.

Имя поэта всегда воспринималось как знамя нового искусства. После сближения с Д. Бурлюком, затем В. Хлебниковым, А. Кручёных, В. Каменским Маяковский стал одним из самых боевых членов дерзкой футуристической группы. Но в её творческих исканиях он проложил особое русло – трагически напряжённого лиризма.

Громогласные выступления футуристов, издевательская пощёчина общественному вкусу, участие в выставке «Кубистов» «Бубновый валет». Маяковскому важен был пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Вместе с тем М. обладал редкой чуткостью к страждущей человеческой душе, нёс в себе бесконечно усиленные чувства и мечты. Его лирика приобрела очень далёкие от эпатажа, глубоко драматичный характер, образ автора – накал страстей, отнють не разрушительного свойства. Давние корни романтизма дали новые, сильные побеги.

В статьях, речах, острых, задиристых, были высказаны священные для поэта понятия. Он стоял за большое искусство художника, изменяющего жизнь по своему образу и подобию. А в футуризме видел ценный вклад в идущую историю человечества. В футуристической практике М. усматривал воплощение новых циклов идей.

М. звал отточить поэтический язык для пёстрого бурливого жизненного потока. Поэзия М. 1913 – 17гг была по истине многоголосой, никакими уставами не ограниченной.

Образ города – не мало литературных традиций с ним связано. В начале века он стал героем символистов. М. твёрдо отказался от их опыта. Вместо города Грозных предзнаменований и мистической власти предстало совершенно иное сущ-во, странное, ущербное. Первое зрительное впечатление лежит в основе построчных образов оно же становится источником целостного, весьма печального жизнеощущения. В городских картинах смело выделены черты уродства. Природа становится ущербной или угрожающей.

Царство порока, похоти, кровопролития несёт в себе нечто совсем иное – повсеместное несчастье, фатально неизбежную гибель.

Лирический герой в поэзии М. обладает внутренней подвижностью, многоликостью. Главная эмоция лирического героя – боль. Она передана с редкой искренностью, многогранностью, силой. Герой М. выражает свойственные всем людям душевные запросы. Поэтому он так чутко угадывает общие беды и мечты.

Поэзия М. уже за первые 2-3 года обрела высокий тв-кий потенциал. Гимны стали разящим оружием. В 1915 г был написан цикл гимнов и закончено самая яркая для этих лет лирическая поэма «Облако в штанах» («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн здоровью»). Они обращены к явлением идеологического порядка. Автор гимнов пошёл далее в освоение этого оригинального жанра. Выделено собирательное действие антигероя, открывающие вопиющий смысл его практики, а следовательно, и сущность общественного состояния.

При издании «Облако в штанах» в 1918 г М. писал, что в 4х частях произведение выражено 4 крика «Долой!». С тех пор поэму стали делить на главы, где якобы последовательно разоблачаются любовь, искусство, строй, религия буржуазного общества. Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией нераздельной любви.

Внутренне напряженной исповедью героя обусловлено движение поэмы, временами достигающей трагизма. Первая часть поэмы доносит невиданной силы ревность, боль. Вторая часть поэмы – это стремление переплавить свою неутоленную боль в мудрость для многих. Очень далёкий от постулатов футуризма, лирический герой М. не стесняется грезить наяву. Созвучие мотивов 2х частей поэмы не случайное. Человек как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю.

След-ая часть – взволнованная, мучительное размышление о недостойных подлинной любви. Сердце героя полно самых глубоких личных переживаний. В 4ую главу возвращается безысходная тоска по возлюбленной. Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания, ответа Марии – нет.

Тема личных, непреодалённых потрясений перерастает в прославление будущего счастья. Столь сложный процесс и воплощен в 4х частный, сонатной форме: в борьбе душевных порывов рождается новое мироощущение.

Стремление передать, как трудно пронести великий дар любви сквозь жизненные испытания, - в основе последующих поэм М. Они не однородны, обращены к разным явл-ям, но одинаково «взвихрены» предельно острыми переживаниями, бурным монологом лирического героя.

«Флейта – позвоночник» (1915), «Война и мир» (1915-16), поэма «Человек» (1916-17).

В конце 10х нач. 20х гг. Россия потеряла мощный интеллектуальный и тв-кий потенциал (9-10 млн. чел-к).

Причины эмиграции: 1) политич-ая (несогласие с новой властью); 2) ужасы гражданской войны; 3) гибель рус. куль-ры основанной на христианских ценностях.

Рус. зарубежье сложилось в первой половине 20х гг. в Чехословакии, Югославии, Франции, Германии, Латвии, Болгарии, Китае, Эстонии.

Список из книги Г.Струве «Рус. лит-ра в изгнании»: А.Куприн, И.Бунин, Шмелев, Зайцев, З.Гиппиус, Мережковский, Бальмонт, И.Северянин, В.Набоков, М.Цветаева.

Авг.-сентябрь 1922 г. правительство большевиков выполнила акцию насильственной высылки из России 161 чел-ка: Н.Бердяев, Сорокин, Ю.Айхенвальд, С.Булгаков и др.

Покидая России, они считали, что подлинную Россию увозят с собой.

Начало 20х гг. отмечено взрывом антисовет. страстей. Появляются след. произ-я: 4х-томная эпопея генерала Краснова «От двуглавого орла к красному знамени», Шмелев «Солнце мертвых», дневник Бунина «Окаянные дни».

Лит-ые центры рус. зарубежья. Берлинские газеты: «Руль», «Голос России», «Дни» и др., журналы: «Безда» (Горький), «Рус. мысль» (Струве).

В 1927 г. Гиппиус и Мережковский создают в своей квартире лит-ый салон «Зеленая лампа».

Со 2-ой половины 20х гг. и в 30-е гг. Париж становится центром рус. эмиграции.

В 1933 г. рус писатель Бунин впервые стал Нобелевским лауреатом в области лит-ры.

Смерть Бунина в 1953 г. считается завершением первой эпохи рус. эмиграции.

Б.Зайцев – писатель лирич-ого склада. Вошел в лит-ру как автор множества рассказов, эссе, драм.

З. пытался найти свою писательскую манеру. Печатался в разных изданиях: «Рус. богатство», «Новый путь», «Золотое руно», «Правда».

В 57 г. З. сам вспоминал, что начал с импрессионизма и с формы, к-ую назвал – «бессюжетный рассказ-поэма».

На формирование тв-ого метода оказал влияние В.Соловьев.

Лирич-ая проза З. имеет общность с символизмом.

«Тихие зори» 1906 г. – 1ый сборник рассказов.

«Аграфена» (1909) – произ-е, к-ое воспринимается исследователями как произ-е завершающее 1ый этап тв-ва. Рас-з построен как совокупность крошечных глав (30). Фрагменты образуют целое. Ю.Айхенвальд назвал рас-з «житие рус. жизни». Он же определил тональность нек-ых фрагментов тоном молитвословия. З. повествует о жизни героини, выводит свой тип рус. женщины. Начало сюжета напоминает рус. романс. История первой любви Груши. Для З. важно показать рост героини. Ведущ. прием в раскрытии образа героини явл. косвенная харак-ка героини. З. мастер иронич-ой детали. Встретила деревенского парня Петьку. Забеременила от него, он ей изменил. Родила девочку, но отвезла ее матери в деревню, т.к. с реб-ком в городе трудно найти работу.

Рас-з написан синтетич-им тв-ким методом.

Важна 20 глава, к-ая рассказывает о переезде Аграфены из города в деревню.

Авторское лирич-ое отступление характеризующее автора-повествователя. Появляется символич-ий образ черной монашки, к-ая держит в руках сосуд.

Дочь Анюта повторяет судьбу своей матери.

27 глава выдержана в духе молитвословия. Анюта утопилась, мать хоронила ее одна.

В 1910-е гг. в тв-ве З. появляются новые герои и новые темы. Город и горожане – главные темы. Основные сборники: «Сны», «Усадьба Ланиных», «Земная печаль».

В рас-ах 10х гг. появл-ся новые черты, новые приемы, создает ряд сюжетов, где вспоминает имена известных лит-ых героев («Петербургская дама» («Пиковая дама»), «Грех» («Воскресение»), «Голубая звезда» («Идиот»)).

И.Шмелев. Всероссийскую известность принесла повесть «Чел-к из ресторана» (1911). По описаниям угадывается ресторан Прага. Глав. герой – пожилой официант Яков Скороходов. С первых стр-ц звучит тема отцов и детей. Его сын Колюшка стыдится отцовской профессии. Повествование ведется от лица глав. героя. Ш. удалось найти индивид. манеру для него. Герой – чел-к глубоко православный.

Лакей Яков обладает вним. взглядом, его глазами автор дает целую вереницу лиц. Христианское терпение и милосердие – харак-ые черты героя.

Биография героя подвергается ряду испытаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: