Реакционный (1826-1842)

Особенности периода:

· Утверждение реализма («Капитанская дочка» Пушкина, «ГНВ» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя)

4) Период «натуральной школы» (1842-середина 50-х)

Особенности периода:

· Утверждение реализма, получившего широкое распространение в так называемой «натуральной школе» (Глинский).

· Появляется плеяда писателей, объединившихся вокруг Белинского и считавших своим главным учителем Гоголя: Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Некрасов.

11.Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой…» в начале XIX века.

Полемика о языке началась в 1803 году, когда не было еще ни «Беседы...», ни «Арзамаса». Повод - выход в свет трактата Шишкова «Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка». Этот том был направлен против карамзинских европеизированных нововведений в рус яз. Шишков предлагал отказаться от заимствованных слов и оборотов, введенных «карамзинистами». Между тем, слова эти привились, стали понятны и естественны в рус речи. Требования Шишкова - держаться в рус лит яз старославянских корней и форм - оказались смехотворными. Предпринятые Шишковым разыскания имели целью сохранить жанры и стили высокой патетики. Споры между «Арзамасом» и «Беседой» повлияли на полемику «славянофилов» и «западников». В позиции «Арзамаса» был уязвимый момент – чрезмерное преклонение перед западными образцами. Борьба между «Арзамасом» и «Беседой...», хотя и велась под флагом «карамзинизма», но сам Карамзин стоял в стороне, а в центре оказывалось тв-во Жуковского. Ж. систематически оспаривает узкий подход Шишкова к языку, т.к. Шишков путает понятия «знать» и «употреблять» язык. С точки зрения «шишковистов» уязвимым местом яв-ся его переводной хар-р тв-ва. Борьба имела плодотворные результаты, которые были зафиксированы в словарях.

3.Басни Крылова: традиции и новаторство.

Жанр басни один из древнейших жанров в лит и широко употребляемый жанр в классицизме. Баснописец 17 в Лафонтен. Крылов всегда любил Лафонтена и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах его басен.

Но своим жанром басни во многом опередил ход рус лит-ры. Его басни оказались очень реалистичны, т.к. они предвосхищали появление реализма.

Новаторство:

- сумел превратить условно-дидактический жанр в жанр реалистический.

- заговорили все сословия тогдашнего общества.

- народность - главный и преобладающий элемент (моралистические выводы из фольклора);

- сделал нравоучительную басню сатирической (мораль сужалась, приобретая менее нравоучительный характер);

- сатира делается художественной;

- отличительная черта – реализм.

С одной стороны Крылов следует канону басни, но с другой стороны показывает свой талант драматурга, обновляя жанр. Он более искусный драматург в баснях, нежели Лафонтен. Крылов высмеивает соц. притязания дворянства, верховную власть, полицейский произвол, бюрократизм. Отличительной особенностью является преобладание народного взгляда на действительность. Некоторые фразы из Крылова стали восприниматься как народные поговорки. В баснях Крылов показал русскую жизнь, человека; показал противоречия жизни, ее пороки; показал людей различного соц. положения. Появляются в баснях и демократич. персонажи, выступающие выразителями нар. морали: «Старик и трое молодых», «Крестьянин и смерть». Когда самодержавно-крепостнический строй обнаружил симптомы кризиса, К. выступил с критикой многих существенных явлений этого строя: «Слон на воеводстве», «Волк и ягненок», «Лев на ловле», «Мор зверей». В баснях Крылова не содержалось призыва к революционной ломке существующего строя. Крылов оставался просветителем. Общественное значение басен станет еще большим, если принять во внимание доступность этого жанра широким кругам читателей. Малая форма басни таит большое содержание.

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2.02.1769, Москва — 9.11.1844, Санкт-Петербург) вляется автором более 200 басен. Сюжеты многих восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова» сравнивает его с Дмитриевым, не всегда к его выгоде.

Первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения); французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. Был записан в гражданскую службу подканцеляристом земского суда, а затем тверского магистрата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: