double arrow

Специфика русского романтизма


Гражданский пафос творчества писателей-декабристов (К. Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, В. Кюхельбекер, А. Одоевский).

Одним из первых, кто отразил обществ. настроения и лит. интересы, был Федор Глинка в «Рассуждении о необходимости иметь историю Отеч. войны 1812 г.» он, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простого народа, спасшего отечество, призывает писателей прославить под­виги народных героев.

1817 – 1-ая статья В.К. Кюхельбекера «Взгляд на нынешнее состояние рус словесности», напечатанная по-фран­цузски и пере­веденная в том же году на русский язык в «Вестнике Европы». Он выступил против канонов классицизма, про­тив «тиранства мнения» за новые лит. принципы. В то же время он приветствует Жуковского.

А. Бестужевболее последовательно оценивал лит. явления в свете политич. и эстетических идей декабризма (статья «Взгляд на старую и новую словесность в России»; в «Полярной звезде», 1823).

1825 - статья К.Ф. Рылеева «Несколько мыслей о поэзии», в кот. проводится идея связи литературной и политической свобод. Представители гражданского романтизма выдвинули задачу — понять и отразить в ис-ве индивидуальность народа.




1816 - организуется Вольное общество любителей россий­ской словесности. Некоторое время не было необходимой ясности и определенности. Но в 1819 после избрания председателем Общества Ф. Глинки, руководящее поло­жение завоевывает группа дворянских революционеров: Рылеев, А. и Н. Бестужевы, Кюхельбекер. Вольное общество становится видным центром обществ. борьбы за прогрессив­ную рус литературу и культуру.

Периодическим органом Вольного общества любителей россий­ской словесности был журнал «Соревнователь просвещения и благотво­рения» (1818 — 1825). Первоначально на первый план выдвигались просветительные задачи. Но более близкое участие в «Соревнователе» Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера придало журналу декабристское направление. Здесь печатались «думы» Рылеева, стихи Кюхельбекера, Ф. Глинки. Печатался в журнале и Пушкин.

1818 – появ-ся лит. общество «Зеленая лампа». Название получило полит. значение: зеленый цвет, цвет надежды, символизировал воль­нолюбивые чаяния членов Общества: С.П. Трубецкой, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, А.А. Дельвиг и др. Частым посетителем собраний «Зеленой лампы» был Пушкин. Декабристы мечтали об изменении общественно-политического строя.

Продолжая и развивая традиции Радищева и др. передовых русских писателей конца 18 и нач. 19 в., примыкая к Пушкину, поэты-декабристы боролись за нац.-самобытную, героико-патриотическую, революционно-освободи­тельную рус лит.

Революционные романтики вели лит. борьбу на 2 фронта: против реакционного классицизма и против элеги­ческого романтизма.



В понимании декабристов, лит. должна стать действенным средством пропаганды передовых обще­ственных идей, высоких гражданских идеалов.

Поэты-декабристы пропагандировали высокие жанры поэзии: политич. оду, героич. поэму, граждан. трагедию.

Романтизм как новое направление рус. лит зарождается и формируется постепенно.

В европейских литературах романтизму предшествовал период предромантизма ( «бури и натиска»). Иногда ставят знак равенства между сентиментализмом и предромантизмом. Середина 18 в – зарождение предромантизма в западно-европейской лит. Исследователи полагают, что было 2 русских сентиментализма: 1) расцвет в тв-ве Радищева; 2) в тв-ве Карамзина. Кроме того одним из источников рус. романтизма была не только лит, но и сама жизнь. Огромные потрясения, вызванные революционным переходом от феодализма к капитализму.

Общая хар-ка рус предромантизма представлена течениями:

· Гражданский предромантизм: Радищев, Фонвизин, Державин, ранний Крылов.

· «Карамзинизм»: Карамзин, Херасков, Капнист, Муравьев, Дмитриев.

Общая хар-ка рус предромантизма:

· Центральная проблема - проблема личности и индивидуальности;



· Отмена культа общего во имя культа частного;

· Отказ от видения в мире схемы понятий, увидев в нём живые человеч. жизни и переживания;

· Понимание действительного как конкретного и индивидуального.

Гражданский предромантизм «карамзинизм»
Демократичность, полит. радикализм и революционность Либеральность и аристократичность
Требовали свободы личности от политического и социального гнета, провозгласив человека высшей ценностью в мире в его индивидуальном развитии; требовали свободы самоопределения народа, заявив право на его национальное своеобразие, как в политическом, так и в культурном и эстетическом аспектах жизни. Заостряли внимание на жизни личности, во имя ее внутренней духовной, моральной свободы, якобы не нуждающейся в юридическом или экономическом оформлении, а проблему национальной идентичности пытались решать в рамках консервативного традиционализма.

Большинство исследователей выделяют 2 ветви рус романтизма:

(Это связано с началом 19 века и касается поэтов допушкинской поры, т.к. в тв-ве Пушкина и последующих эти 2 ветви объединились)

· Революционный (гражданский) романтизм - активный, связан с тв-вом поэтов-декабристов: Бестужев, Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер.

· Элегический (психологический, созерцательный) романтизм - пассивный: Жуковский, Батюшков, Козлов.

Романтики обращались к прошлому, впитывали его дух, опыт и во многом подготовили базу для реалистов.

Осн. концепты рус романтизма:

- Открытие народности, как основополагающей идеи. Романтики сделали акцент на 3-х сферах жизни и воспринимали их как источники вдохновения: нац. история, нац.-освободительная борьба, которые постепенно становятся ведущими темами романтической поэзии и прозы; народное поэтическое тв-во, стимулировавшее развитие былинно-сказочных и песенных жанров с использованием народных преданий; психологическое бытописание. Романтики с особой тщательностью стремились воссоздавать истор. колорит времени. Жизнь чувств изображалась на фоне истор. событий.

- Стихия устного народного творчества. Под влиянием фольклора создаются прозаические и поэтические произведения, вырабатывается романтическая эстетика. Романтики открыли эстетическую ценность фольклора в контексте худ. литературы, обнаружив в нем не только материал, подходящий в качестве орнамента, но и целую идейно-эстетическую концепцию. В рус романтизме эта тенденция имела особое значение. В поэзии появляются нац. темы, сюжеты, жанры. Нац. история «сливается» в романтическом сознании с народными легендами и сказками.

8.«Вечные вопросы» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова он сумел создать рус. политич. комедию на бытовом материале, с широким изображением современных нравов и характеров. С необыкновенной силой Г. обрушился на крепостническое общество. Создал образ Чацкого - один из самых ярких и героических во всей рус.лит 19в. Формирование его реализма как худ. метода раскрывается во взаимосвязи с декабристским движ.

Г. родился в дворянской семье. Учеба: Московский университетский пансион, Московский универ. Был участником Отеч. в.. Служба в коллегии иностранных дел, секретарь рус. дипломатической службы.

Борьба двух общественно-полит. лагерей - нового со старым, революционного с реакционным, антикрепостнического с крепостническим - вот основное содержание комедии. Он показал процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Г. сумел увидеть передового героя в самой жизни. В выборе жизненного конфликта и проявился реализм Г. Этот конфликт он осмыслил не в отвлеченной, аллегорической форме, как романтики, а перенес в комедию хар-ные черты общественной и бытовой жизни. Комедия показывает накаленную атмосферу в дворянском обществе накануне восстания 1825. Большинство дворян испытывают ненависть к вольнодумцам. На первый план выдвигается столкновение героев на идейной почве. «Горе от ума» - комедия 2-ух параллельных интриг. Но соц. интрига – более широкая, она как бы обрамляет любовную. В образе Чацкого воплотились черты передового человека. Это первый в реалистич. рус. лит образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной поры. В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую полит. программу. Все выводы Чацкого против дворянского общества согреты любовью к угнетенному народу. Чацкий – романтик. Но вместе с тем он нарисован без романтической отвлеченности, кот. присуща поэтам декабристам. Он - реалистический образ. Он человек страсти.







Сейчас читают про: