Ж. – 1-ый рус. романтик. Особенность тв-ва - глубоко личный хар-р. Жуковский был сыном богатого помещика Бунина, однако отчество и фамилию получил от своего крестного. Образование: Московский университетский пансион. Лит.воспитание основывалось на принципах классицизма. Большое знач. имело сближение с семьей Тургеневых. Формир. Ж. как поэта началось на рубеже веков, в период популярн. сентиментализма. Поэт испытывал на себе авторитет Карамзина. Поэтому в 1-ый период тв-ва он выступал как поэт-сентименталист. Одно из 1-х стихотворений – это «Сельское кладбище». Поэт пришел на сельское кладбище, где покоятся простые люди. Поэтому его раздумья принимают соц. окраску. Равенство всех перед лицом смерти - вот предмет размышлений поэта. Наиболее значит. элегией этого периода яв-ся стих. «Вечер». Описываемая природа раскрывает внутренний мир поэта, рождает тот или иной эмоц. отклик. Рассуждает о своем призвании. В конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти. Популярн. принесли баллады. Баллады писали и до него, но именно Ж. создал настоящую рус. балладу. 1-ая его баллада «Людмила». Здесь затрагивается тема любви и смерти. В балладах Ж. фантастич. и ужасное облекало переживания. После Ж. печатает новую балладу на тот же сюжет – «Светлана». Весь сюжет трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек, что дало поэту воспроизвести черты рус. нац. быта, нар. обычаев - черта романтизма. Угрожающее соединение с мертвым оказывается лишь сном, а действие приходит к благополучной развязке: жених жив. Светлана в отличие от Людмилы не возраптала на провидение и поэтому обрела счастье. Главная идея: Ж. верит в вечность любви и счастья, условием чего яв-ся верность до гроба и за гробом.
Далее Ж. создает лирический цикл, в кот. раскрываются мечты поэта, романтич. мир противопоставляется печальной действительности. Два события жизни нашли отражение в его романтич. лирике этих лет: потеря друга и «неразрешенная любовь». Во время Отеч. в.1812 Ж. вступает офицером в Московское ополчение. Плодом патриотического вдохновения явилась ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в штабе Кутузова. Это яркий пример рус. гражданской поэзии. Вместе с эл-тами оды сочетаются и черты элегии. Певец запевает песню в ночной тиши (романтизм). В высоте мчатся тени героев прошлого. Общественные мотивы звучат в балладе «Эолова арфа». Ж. ставит вопрос о духовной близости людей при их соц. неравенстве. Дух. близость торжествует над соц. неравенством. Но это возможно лишь в мире романтич. мечты. В период общественного подъема, это произведение знаменует собой вершину романтич. поэзии Ж. Но скоро в поэзии Ж.наступает новый период в тв-ве. Он становится известным при дворе и ему поручают обучение принцессы и царского наследника. Вскоре его возлюбленная выходит замуж, а потом умирает, что нашло отражение в тв-ве. Но осн. причиной поворота в тв-ве были условия общест. и лит. жизни. В рус. лит складывается революц.-романтич. течение. Ж. не пошел в сторону происходящих событий, стал отставать от передового лит движения. Он обращается к переводам баллад Гете. Период обществен. деят. начинает заслоняться внутренним миром сердца. Романтизм Ж.приобретает все более отчетливую мистическую окраску. Начинается нов. лирич. цикл поэзии мистич. романтизма. Началом нового цикла считается стихотворение «Невыразимое». Здесь затрагивается вопрос о пределах «земного языка» и ис-ва. И тому и другому доступна внешняя красота природы. Но передать ее святые таинства слово и искусство бессильны. И все же стихотворения Ж. – есть настойчивая попытка передать эту красоту худ. средствами («Море»).
Оценивая всё тв-во Ж., следует сказать, что он внёс в рус. лит. романтизм и тем самым подготовил возможность переворота, произведенного Пушкиным.