double arrow

Поэзия Пушкина лицейского периода


Творчество Евгения Абрамовича Баратынского (1800—1844)

Самый крупный и оригинальный из поэтов пушкинского круга. В поэзии Баратынского появляются прогрессивные мотивы:

1) утверждение свободной челов. личности, чуждой предрассудков и условностей;

2) признание высокой ценности независимой мысли, сильного и свободно развивающегося челов. чувства;

3) культ возвышенной дружбы;

4) служение высокому, облагораживающему человека ис-ву.

В некоторых стихотворе­ниях Баратынского начинают звучать полит. мотивы.

Стихотворением «Стансы» (1828) Баратынский откликнулся на горестную судьбу декабристов. Отрицание крепостнической действительности носило у Баратынского пассивный характер. В отличие от Пушкина, гражданская скорбь Баратынского не порождает у него настроений политического протеста: он ждет успокоения «в глуши смиренной», в кругу семьи. Возникают пессимистические мысли о тщетности стремлений к лучшему, настроения полной безна­дежности.

Одним из первых, вместе с Пушкиным, Баратынский ищет в лирике пути к реализму, находя для конкретного идейно-эмоционального содержания своих элегий новые и точные формы словесного выра­жения. Образцом реалистической конкретности в анализе и описа­нии душевного состояния может служить элегия Баратынского «При­знание» (1824).




Творческий кризис, наметившийся в поэзии Баратынского после 1825 г., нельзя не связать с идейной эволюцией поэта. Он уходит в область философской лирики, основной тема её - судьба поэта-мечтателя в новой общественной обстановке.

Лицейский период длится с 1812-1817. На это время припадает период Отечественной в. Поэтому всех лицеистов охватило патриотическое воодушевление. В лицее создалась насыщенная лит-творческая атмосфера. Центром всего стал П. Первое его стих. этого периода появилось в «Вестнике Европы». К этому периоду относится и первый триумф - «Воспоминание в Царском Селе», к-рое было прочитано перед Державиным.

В лицее Пушкин написал около 130 произведений, но до нас дошли не все. В тематическом отношении они многообразны. Доминируют в основном эпикурейские и элегические мотивы. Доминирующие жанры: дружеские послания, басни, романсы, баллады.

Лицейская лирика распадается на группы:

· Следы Державина-одописца: «Воспоминание о царском селе», «Принцу арабскому»

· Следы влияния Батюшкова: «К сестре», «Городок», «Красавице, которая нюхала табак»

· Следы влияния Жуковского: «К ней», «Певец», «Сон», «Послание к Юдину

· Влияние Дениса Давыдова-Пушкин подражал его гусарским мотивам: «Пирующие студенты», ода «Усы». Пушкин никак не повлиял на Давыдова.

В составе лицейского творчества есть произведения, в котором нет учителей, и их можно назвать чисто пушкинскими: «Воспоминания», «Элегия», «Друзьям».



Лицейское творч. носит по преимуществу лирич. характер. Но уже тогда он стремился выйти за рамки этого круга и пробовал свои силы в области эпоса и драматургии. Он обращается к сатирическому направлению: поэма «Бова».

Еще на лицейской скамье П. стал участником лит. борьбы между «Арзамасом» (был её членом) и «Беседой».

21. Особенности поэтики «маленьких трагедий» Пушкина.

1830 г. Почему Пушкин объединил в один цикл именно эти произведения? "Маленькие трагедии" посвящены человеческим страстям. Каждый главный герой одержим такой страстью - будь то стяжание сокровищ (Скупой рыцарь), любовь (Дон Жуан), творчество (Моцарт и Сальери) или жажда бессмертия (Пир во время чумы). Каждый из них - добровольный раб своей страсти, которому мало подчинить ей свое личное бытие, - он хочет подчинить ей мир. В произведения ярко ощущается трагичность, т.к. трагичен образ каждого героя. Моцарт должен творить в злом, завистливом мире. Сальери – завистник. (Вывод: Ужасный век порождает ужасные сердца). Дон Гуан поплатился за надменность и любовную страсть (каменный гость), Скупость - страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош (Барон из Скупого рыцаря), последняя радость в жизни обречённых людей – пир во время чумы. В «трагедиях» много образов и символов.

12.Лит. движение 1830-1840-х годов. «Западники» и «славянофилы».



Как общественно-лит. течение славянофильство возникает в 1838-1839 в спорах Кириевского и Хомякова по вопросам религии, о путях развития России. К этому времени в Европе происходит усиление славянского нац.-освободительного движения. В Рос. одной из предпосылок славянофильства являлась нерешенность крестьянского вопроса: славянофильство выступает как форма оппозиции правительству. Первоначально у них не было нетерпимости к западникам. Начало резкому размежеванию положили выпады Хомякова и стих. Языкова «К ненашим», оскорбительное для западников. Своего постоянного издания славянофилы не имели и печатались в журн. «Москвитянин». Славянофилы противопоставляли Восток - Западу, Москву - Петербургу, «петербургскую» литературу - «Московской». Они критиковали фальшивое, «маскарадное» изображение народа в лит. Из «новых» писателей наиболее высокую оценку у славянофилов получил Гоголь, за к-рого Аксаков вёл борьбу с Белинским. Славянофилы полагали, что проникновение в Россию западных идей способствует угнетению рус народа. Утверждали, что для того, чтобы поднять уровень образования, необходимо вернуться к народу, как к единственному хранителю преданий, верований. Поэтому славянофилы выступали за опрощение, сами носили бороды, кафтаны. Интересовались философией. Обрушивались на идеалы революции и социализма; приверженцы православия; идеализация рус. крестьянства; отрицали нац. авторов (Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Все ненормальное возникло после реформ Петра 1. восхищались старыми обычаями; было характерно: обращение к старине, убеждение в нац. исключительности народа. Собирание произведений нар. поэзии, выступали против крепостничества, требовали мер по просвещению народа. Были сосредоточены в Москве: Салон Елагиной (Хомяков, Аксаковы, Кириевские, Самарин).

Если славянофилы были сосредоточены лишь в Москве, то лагерь западников был не столь компактен. В Москве западники группировались вокруг Грановского при Московском университете: Крюков, Редкин, Соловьев, Катков, Леонтьев. Вокруг Белинского в Петербурге группировались - Тургенев, Панаев, Некрасов, Языков. Западничество не являлось идеологически цельным и организационно оформленным.

Западники считали, что революция пойдет по общеевропейскому прогрессивному пути развития. Отвергал идею космополитизма, стремился ориентироваться на евр. тип гос. развития и принципы демократич. просветительства (Белинский, Герцен, Грановский).







Сейчас читают про: