Введение. Тема 11. Внереализационные доходы и расходы

Задачи

Контрольные вопросы

Тема 11. Внереализационные доходы и расходы

Тема 10. Прямые и косвенные расходы

1. Прямые расходы.

2. Косвенные расходы.

3. Учет расходов в незавершенном производстве.

4. Оценка остатков готовой продукции.

1. Внереализационные доходы.

2. Внереализационные расходы.


Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых расчетов являются очень актуальными.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими “ужасающими” и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

В своей работе я хотела бы рассмотреть основные принципы и правила проведения выездных налоговых проверок (как наиболее часто встречающихся в практике), порядок оформления акта о результатах проверки, а также полномочия органов налоговой полиции в проведении налоговых проверок


Лекция №1 Тема 1. Сущность налогового учета

1. Понятие налогового учета.

2. Регистры налогового учета.

3. Общие принципы налогового учета.

1.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в соответствии с НК РФ ст.313.

Данные налогового учета должны отражать:

1). порядок формирования сумм доходов и расходов:

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде:

3) сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Данные налогового учета не отражаются на счетах бухучета. Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учета подтверждаются:

1) первичными учетными документами:

2) аналитическими данными налогового учета:

3) расчетом налоговой базы.

2.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизированных данных налогового учета за отчетный период.

Регистры налогового учета ведут в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или на любых машинных носителях.

Форма регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

НК РФ определяет обязательные реквизиты форм аналитических регистров налогового учета:

1) наименование регистра;

2) период составления;

3) измерители операции;

4) наименование хозяйственной операции;

5) подписи и расшифровка лица, ответственного за составление указанного регистра.

Информация об объектах налогового учета в аналитических регистрах формируется в хронологическом порядке, включая данные по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, либо переносятся на ряд лет.

Аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

3.

В отличие от бухгалтерского учета, где правила ведения учета имущества, доходов и расходов регламентированы соответствующими ПБУ и Планом счетов финансово хозяйственной деятельности организации, для ведения налогового учета не установлены жесткие стандарты.

НК РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно разработать систему налогового учета в соответствии с его целью, которая состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций и в обеспечении пользователей информацией для контроля правильности исчисления полноты и своевременности уплаты в бюджет налога. Учетная политика в части налогового учета включает 2 раздела:

1. организационно-технический;

2. методический.

В организационно-техническом разделе определяется вопросы организации налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет, лица, отвечающие за ведение учета), разрабатываются должностные инструкции для работников, ведущих налоговый учет. В данном разделе содержатся разработанные и утвержденные формы аналитических регистров налогового учета и формы первичных документов, используемых для налогового учета, в частности справок бухгалтерии.

В методическом разделе учетной политики отражаются выбранные в соответствии с НК РФ варианты доходов и расходов организации. В данном разделе устанавливается порядок признания доходов и расходов:

по методу начисления (ст.271-272 НКРФ)

по кассовому методу (метод оплаты ст. 273 НК РФ).

Возможны два варианта ведения налогового учета:

1) создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским учетом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствующем регистре налогового учета Использование такой системы налогового учета приводит к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут фиксироваться дважды.

2) создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета. Этот способ ведения налогового учета менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

При разработке системы налогового учета, основанной на данных бухгалтерского учета необходимо:

1) определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского учета совпадают с правилами налогового учета и объекты учета, по которым правила бухгалтерского учета и налогового учета различны, выделив объекты налогового учета;

2) разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета;

3) определить объекты раздельного налогового учета (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

При разработке системы налогового учета следует рассмотреть возможность применения налогового учета в бухгалтерском учете. Это позволило бы минимизировать различия в бухгалтерском учете и налоговом учете и максимально использовать данные бухгалтерского учета для расчета налоговой базы по видам налогов.

Например, способы оценки МПЗ при их выбытии в бухгалтерском учете должны совпадать с налоговым учетом, способы распределения коммерческих расходов также должны совпадать.

В налоговом учете транспортные расходы подлежат обязательному распределению между проданными и непроданными товарами ст. 320 НК РФ.

Поэтому для торговых организаций в бухгалтерском учете целесообразно придерживаться метода налогового учета.

В РФ в настоящее время возможны следующие подходы к проблеме трансформации данных бух учета:

первый вариант – формирование показателей налогового учета исключительно на данных бухгалтерского учета (например, расчет налогооблагаемой базы по налогу на рекламу, который начисляется на сумму расходов, произведенных на рекламу и в налоговом учете используется данные расходы бухгалтерского учета;

второй вариант – формирование данных налогового учета на основе данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогового учета.

третий вариант- формирование показателей налогового учета без участия бухгалтерского учета. Например, начисление налога на содержание милиции. (Численность х МРОТ х период х 1 % налога), т. е. данные бухгалтерского учета не используются.

Разделение между бухгалтерским учетом и налоговым учетом главным образом произошло по следующим вопросам:

1) по определению выручки от реализации;

2) по формированию себестоимости продукции;

3) по формированию внереализационных доходов и расходов.

Порядок расчета налоговой базы определен в ст. 315 НК РФ. Он содержит следующую группировку показателей:

1) период определения налоговой базы;

2) сумма доходов за отчетный период;

3) сумма расходов за отчетный период

4) прибыль/убыток от реализации;

5) сумма внереализационных доходов;

6) сумма внереализационных расходов;

7) прибыль/убыток от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчетный период;

9) сумма убытка или части убытка предыдущих налоговых периодов, исключаемая из налоговой базы.

В налоговом учете нет понятия операционных доходов и расходов. Часть их идет в основные – доходы и расходы от реализации, а часть во внереализационные доходы и расходы.

Лекция № 2 Тема 2. Организация налогового учета доходов.

1. Классификация доходов.

2. Признание доходов

3. Определение величины выручки.

1.

Группировка доходов для целей бух учета приведена в ПБУ 9/99

«Доходы организации». Для целей налогового учета – в ст. 248 НК РФ.

Доходы для целей бухучета   Доходы для целей налогового учета
Доходы от обычных видов деятельности Доходы от реализации
Операционные доходы Внереализационные доходы
Внереализационные доходы Доходы, не учитываемые для целей налогообложения
Чрезвычайные доходы

Часть доходов, относящихся по правилам бухгалтерского учета к операционным, для целей налогового учета признается в качестве доходов от реализации, часть считается внереализационными доходами.

В бухгалтерском учете, согласно ПБУ 9/99 п. 5 доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции, работ, услуг, а также имущественных прав, если они являются предметом деятельности организации.

Доходами от реализации для целей налогообложения признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества (в том числе ценных бумаг и имущественных прав) ст.249 НК РФ.

При формировании доходов от реализации в налоговом учете необходимо использовать данные по счетам 90 и 91. Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета предусмотрено ведение аналитического учета по счету 91 по каждому виду доходов и расходов, обеспечивающего возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Состав операционных и внереализационных доходов, классифицируемых в соответствии с ПБУ 9/99 во многом совпадает с открытым перечнем внереализационных доходов, установленным ст. 250 НК РФ.

В налоговом учете (ст. 251) выделены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Отдельные виды таких доходов и в бухгалтерском учете не признаются доходами, а отражаются как кредиторская задолженность (Например, имущество услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты. Имущество, полученное в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательства).

Поэтому по доходам, подлежащим отражению на счете 91/1 «Прочие доходы», но учитываемые для целей налогового учета, также необходимо предусмотреть аналитические счета.

2.

В бухгалтерском учете выручка признается при наличии следующих условий:

1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающей из конкретного договора;

2) сумма выручки может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате произойдет увеличение экономических выгод организации;

4) право собственности на продукцию перешло к покупателю или работы будут приняты заказчиком (услуги оказаны)

5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены (п. 12 ПБУ 9/99).

В налоговом учете доходы от реализации признаются в зависимости от метода определения доходов и расходов:

- кассового метода

- метода начисления.

В целях бухгалтерского учета кассовый метод не используется, а используется метод по отгрузке.

Ранее налогоплательщик мог по своему усмотрению выбрать один из указанных методов.

С 01.01.02.г он должен руководствоваться ст. 273 НК РФ, где четко обозначены случаи использования конкретных методов.

Организация имеет право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС и налога с продаж не превысила 1млн рублей за каждый квартал. В противном случае организация обязана использовать метод начисления.(ст. 271 п.3). При методе начисления доходы от реализации признаются на день отгрузки товаров, работ, услуг, в которых в соответствии с п.1 ст. 39 НК РФ определяется на дату перехода права собственности независимо от фактического поступления денежных средств или иного имущества.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления денег на счета банка или иного имущества пункт 2 ст. 273 НК РФ. Таким образом, если организация применяет метод начисления, то порядок признания доходов в налоговом учете соответствует бухгалтерскому учету. В этом случае учетные регистры могут быть использованы для целей налогового учета. При кассовом методе определения доходов и расходов следует вести налоговый учет доходов от реализации в соответствующем аналитическом регистре.

3.

Величина выручки в бухгалтерском учете признается в сумме поступления денежных средств или иного имущества, или дебиторской задолженности, определяемой исходя из цены, установленной договором. При этом учитываются суммовые разницы, доходы от предоставления отсрочки или рассрочки оплаты (коммерческий кредит), скидки (пункт 6 ПБУ 9/99). В налоговом учете сумма выручки исчисляется исходя из цен, определяемых с учетом требований пункта 1 ст. 40, согласно которому для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Для использования данных бухгалтерского учета при определении выручки в целях налогового учета рекомендуется вести обособленный бухгалтерский учет суммовых разниц и доходов от предоставления товарного кредита. Для этого к счету 90 продажи целесообразно открывать счет третьего порядка 90 – 11 «Выручка включаемая во внереализационные доходы для целей налогообложения».

Для выделения в бухгалтерском учете операционных доходов, включаемых в доходы от реализации в налоговом учете можно предусмотреть счет третьего порядка 91-11. «Операционные доходы, включаемые в доходы от реализации для целей налогообложения».

В бухгалтерской отчетности доходы организации отражаются по ф. №2. На основании данных бухгалтерского учета организация определяет величину доходов для целей налогообложения. При этом группировку доходов целесообразно производить с учетом содержания приложения №1 в декларации по налогу на прибыль.

В учетной политике для целей налогового учета следует указать аналитические регистры налогового учета доходов:

- журналы ордера или карточки по счетам 90, 91.

- ведомость налогового учета доходов.

При определении величины доходов по кассовому методу следует дополнительно провести корректировку доходов исходя из поступившей оплаты. Такую корректировку целесообразно производить в ведомости налогового учета доходов. При этом в таблицу необходимо ввести дополнительную графу «оплачено».

В ст. 251 Налогового кодекса РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Этот перечень шире перечня поступлений не признаваемых доходами по правилам бухгалтерского учета приведенного в п. 3 ПБУ 9/99.

Лекция № 3. Тема 3. Организация налогового учета расходов.

1. Классификация расходов.

2. Признание расходов.

3. Определение размера расходов.

1. Классификация расходов

Классификация расходов для целей бухгалтерского учета регламентируется ПБУ 10/99. Классификация расходов для целей налогового учета приведена в п. 21 ст. 252 НК РФ.

Состав операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов для целей бухгалтерского учета определен пунктами 11, 12, 13 ПБУ 10/99.

Расходы, не учитываемые в целях налогового учета, приведены в ст. 270НК РФ.

Согласно п.5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, когда предметом деятельности организации является:

1) предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды;

2) предоставление за плату прав возникающих из патентов на изобретение промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности;

3) участие уставных капиталов других организаций.

В бухгалтерском учет при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

1 материальные затраты;

2 затраты на оплату труда;

3отчисления на социальные нужды;

4 амортизация;

5 прочие затраты.

С 01.01.02г. для целей налогообложения по налогу на прибыль расходы, связанные с производством и реализацией сгруппированы по статьям и элементам.

Пункты 1 и 2 статьи 253 НК РФ не предусматривается обособленность в формировании затрат по отраслевому признаку.

Достаточным условием для учета расходов по обычным видам деятельности является их соответствие критериям и нормам гл.25 НК РФ.

Требование к группировке расходов в налоговом учете приводит к необходимости создания налоговых регистров в соответствии с требованиями к их классификации, приведенной в пункте 2 статьи 253 НК РФ:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

сумма начисленной амортизации;

прочие расходы.

К расходам, связанным с производством и реализацией, принимаемым в налоговом учете не в полной сумме, а в пределах предусмотренных норм и нормативов по представленной в кодексе группировке расходов относятся:

-расходы на оплату в части расходов на добровольное страхование работников;

-прочие расходы в части расходов на командировки, расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, представительских и рекламных расходов.

Представительские расходы связаны с обслуживанием и содержанием комиссии на предприятии.

Расходы не должны превышать 4000 руб.

Эти нормы включают в части:

-страхования;

-командировочные расходы.

Они признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99)

-сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении необычных расходов, осуществляемых организацией не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода.

Расходы признаются в том периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления расходов (счет-фактура от электросвязи, расходы, произведенные в июне, будут расходами июня)

Порядок признания расходов в налоговом чете приведен в ст. 272 НК РФ п. 2-8.

2. Признание расходов.

При методе начисления расходы для целей и налогообложении признаются в отчетном периоде, к которым они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств или иной оплаты. При кассовом методе расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При использовании метода начисления с целью распределения расходов между смежным отчетным периодом они делятся на прямые (на производство) и косвенные (пункт 1 ст.318 НКРФ). Косвенные расходы в полной сумме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного периода. Прямые расходы подлежат распределению между остатком незавершенного производства, готовой продукции, отгруженной продукции, и реализованной продукции.

Способы оценки остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных определены в статье 319 НКРФ.В торговых организациях к прямым расходам относятся только транспортные расходы, если эти расходы не включены в цену приобретения. Транспортные расходы распределяются между реализованными товарами и остатком товаров пропорционально доле проданных товаров в общей их величине.

3. Определение размера расходов.

При определении расходов методом начисления в основном правила налогового учета соответствуют правилам бухгалтерского учета. Вместе с тем имеют место и существенные различия:

1. Величина расходов в бухгалтерском учете признается как суммы оплаты или кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены, установленной документами (пункт 6 ПБУ 10/99). В налоговом учете отдельные виды расходов признаются в пределах установленных норм:

б) расходы на освоение природных ресурсов (ст.261)

в) расходы на НИОКР (ст.262)

г) расходы по обязательному страхованию имуществу (ст.263)

д) расходы по обязательному добровольному страхованию работников пункт 6 ст.255

е) расходы на командировки в части оплаты суточных подп.12

п.1 ст.264

ж) представительские расходы п.42 ст. 264

з) часть расходов на рекламу п.1 ст.264

и) расходы на формирование резервов по гарантийному ремонту и обслуживанию

Для целей налогового учета нормированию подлежат и внереализационные расходы, относящиеся по правилам бухгалтерского учета к операционным и внереализационным расходам в том числе:

- расходы по долговым обязательствам любого вида ст.269

- расходы на формирование резервов по сомнительным долгам.

-

2. Налоговому учету подлежит амортизация ОС и НМА.

Это обусловлено тем, что состав амортизируемого имущества, порядок определения его первоначальной стоимости, а также методы расчеты сумм амортизации, в налоговом учете отличаются от правил бухучета ст.256-259 НКРФ. По этому при расчете налоговой базы и сумм расходов по учетным данным следует исключить учетную сумму амортизации и прибавить её суммы по данным регистрам налогового учета.

3. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, в бухгалтерском учете определяются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, установленном организацией п.65 ПБУ:

-сумма арендной платы

-подписки

-равномерное списание

расходы на оплату отпусков

- ФОТ.

В налоговом учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они (имели место) возникли, исходя из условий сделки и принципов равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов п. 1 ст. 242.

В условиях сделки для целей налогообложение расходы будущих периодов могут признаваться по правилам бухгалтерского учета.

Исключение составляют расходы на ремонт ОС, поскольку в ст. 266 НК РФ предусмотрен особый порядок их списания.

Если учетный политикой для целей налогообложения предусмотрено включение расходов на ремонт в состав расходов будущих периодов, то при последующем их списании на текущие расходы отраженную по К-ту счета 97 «Расходы будущих периодов» сумму следует исключать из расчета налоговой базы. В налоговом учете к расходам будущих периодов относятся соответствующие доли, часть нормируемых расходов с особым порядком их признания.

К таким расходам в частности относятся

1) расходы на освоение природных ресурсов, которые включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 5 лет (ст. 261 НК РФ).

2) расходы на ремонт ОС, осуществленные в организациях отдельных отраслей.

Они включаются в прочие расходы в течение периода, определяемого в зависимости от амортизационной группы, к которой относится отремонтированный объект (ст. 260 НК РФ)

3) расходы на НИОКР, включаемые в прочие расходы равномерно в течение 3-х лет (ст. 262 НК РФ).

Налоговый учет таких расходов осуществляется в аналитических регистрах налогового учета, перечень показателей которых определен в ст. 324 и 325 НК РФ.

4) По правилам бухгалтерского учета организации могут создавать резервы по сомнительным долгам, а также резервы для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода (ст. 70-72 ПБУ.)

Для целей налогового учета признается только создание двух резервов:

1 по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 267)

2 по сомнительным долгам (ст. 266)

В ст. 270 НК РФ приведен перечень расходов, не признаваемых дл целей налогообложения, часть из них признается в бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете такие расходы целесообразно отражать обособленно на соответствующих субсчетах к счетам учета затрат и прочих расходов. На основании данных бухгалтерского и налогового учета организация определяет величину расходов для целей налогообложения. При этом группировку расходов целесообразно производить с учетом содержания приложения №2 к Декларации по налогу на прибыль.

При определении расходов по кассовому методу следует дополнительно провести корректировку расходов, исходя из их оплаты с учетом требований п. 3 ст. 273 НК РФ. Корректировка производится в ведомости налогового учета расходов.

Лекция № 4. Тема4. Расчет налоговой базы

1. Общеустановленный расчет налоговой базы

2. Расходы, облагаемые по ставкам, отличным от общеустановленных ставок.

3. Льготы по налогу на прибыль.

4. Распределение убытков и прочих доходов.

1. Общеустановленный расчет налоговой базы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 274).

Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, признаваемых для целей налогообложения ст. 241.

При этом все доходы, полученные в натуральной форме учитывается при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета ст. 315.

Налоговая база определяется по данным листа 02 декларации. Для его заполнения используется информация из приложений

Приложение 1, в котором исчисляется сумма доходов от реализации.

Приложение 2, в котором определяется сумма расходов, уменьшающих доходы от реализации.

Указанные приложения заполняются по данным аналитических регистров налогового учета. На основании ведомости налогового учета доходов заполняется Приложение №1 к листу №2. По данным ведомости налогового учета расходов заполняется Приложение №2.

2. Расходы, облагаемые по ставкам, отличным от общеустановленных ставок.

Из исчисленной суммы прибыли исключаются доходы, облагаемые по ставкам по налогу на прибыль, отличным от общеустановленных.

К таким доходам относятся: (ст. 284)

1) доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций, облагаемые по налоговой ставке 6%;

2) доходы в виде % по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемые по ставке 15 %;

2) доходы от долевого участия в иностранных организациях, облагаемые по ставке 15 %.

Расчет сумм налоговой базы по таким доходам производится на листе 04 декларации по налогу на прибыль.

НК РФ предусмотрен особый порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, полученной от операций с ценными бумагами:

1) обращающимися на организованном рынке ценных бумаг:

2) полученными первичными владельцами государственных ценных бумаг в результате новаций:

3) у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность.

3. Льготы по налогу на прибыль.

В гл. 25 НК РФ практически не используется такое понятие, как «льгота налога на прибыль». Однако федеральный закон №110 – ФЗ от 06 08 01 предусматривает сохранение отдельных льгот. Например, льготы, предоставленные малым предприятиям, сохраняются до конца срока предоставления (а для вновь созданных предприятий нет льгот)

Льготы в отношении прибыли полученной от вновь созданного предприятия до вступления в действие гл. 25 НК РФ (нового производства созданного на предприятии) действует до окончания срока окупаемости такого производства, но не более трех лет, сумма предоставленных льгот исключаются из полученной прибыли при расчете налоговой базы.

4. Распределение убытков и прочих доходов.

Если в отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах, уменьшают налоговую базу текущего налогового периода. Налогоплательщик может осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за годом, в котором был получен убыток.

При этом общая сумма приносимого убытка не может превышать 30 % налоговой базы. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном периоде, перенос таких убытков производится в той очередности, в которой они понесены. Сумма убытков за отчетный период признается в размере, не превышающем суммы убытков по состоянию на 1 июля.

При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу п.9 ст.274.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким операциям. п.10 ст. 274

В указанных случаях налогоплательщики обязаны обеспечить обособленный учет доходов и расходов, включаемых в налогооблагаемую базу и не учитываемых при её исчислении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: