Формирование прогнозной финансовой документации
Процесс создания ПФД - прогнозной финансовой документации включает 3 этапа:
1. Качественный анализ, который позволяет определить “ключевые” предположения о динамике развития фирмы в будущем, (которые используются на этапе №2);
2. Количественный анализ, который позволяет изучить деятельность фирмы в прошлом, соединяя ретроспективный анализ с исходными предположениями, в результате чего формируется ПФД;
3. Проверка основных предположений этапа №2.
Первый этап финансового прогнозирования такой же как и при любом финансовом анализе: ознакомление с качественными проблемами, стоящими перед фирмой и отраслью, к которой она относится. Изучаются и исследуются внешние и внутренние факторы и их функциональная связь, которая воздействует на различные сферы деятельности фирмы в будущем.
При этом необходимо учитывать, что факторы влияющие на отрасль должны будут иметь ответные “внутренние” реакции фирм, с целью обеспечения устойчивого статического и кинематического равновесий.
В табл. 1. приведены “Факторы качественного анализа - Отрасль”, в совокупности с аналитическими факторами - “Фирма”, каждый из которых требует детальных исследований, так как каждый из них непосредственно влияет на прибыльность и конкурентоспособность фирмы.
Классификация и ранжирование по значимости факторов позволяют достигнуть определенных целей:
· сформулировать исследователю свое мнение о предсказуемости деятельности предприятия в будущем.
При этом, фирма может иметь характеристики, полностью совпадающие с отраслевыми, или, наоборот, быть “белой вороной”.
Оценка:
· особенностей управления предприятием;
· проводимых стратегий в сферах деятельности;
· концепции менеджмента;
· мощностей;
· размеров оборота;
· продукции (товаров);
Рынок | Лаборатория | ||||||||
Стратегический маркетинг | Исследования и разработки | ||||||||
Операционный маркетинг | Программа инвестиции | ||||||||
Маркетинг | Выбор рынков товаров | Цели по продажам | Программа производства | Производство | |||||
Объем продаж. Расходы на маркетинг | Финансы | Текущие издержки, инвестирование | |||||||
Финансовый отчет | |||||||||
Источник: Ж-Ж Ламбен. Стратегический маркетинг. С.-Пб.;Наука” 1996.
Рис.13 Роль маркетинга в операции фирмы.
Факторы качественного анализа
Таблица 1
Характеристики | Отрасль | Фирма | Вес фирмы в отрасли | |
1.1 | Товара или услуги | Количество, Номенклатура. | · Инновационные, · Неинновационные, · Количество, · Номенклатура, · Объем производства. | |
1.2 | Потребители товаров | · Число, · Номенклатура. | · Относительная устойчивость положения покупателей. | |
1.3 | Уровень развития отросли и тенденции изменения ее прибыльности | · Место отрасли в экономике государства | · Текущее управление: · структура, · собствен- ность. | |
1.4 | Структура и концентрация | · Число и размер фирм | · Место предприятия в отрасли | |
1.5 | Основная деятельность - база конкуренции | · Основная деятельность | · Оценка конккурентно-способности | |
1.6 | Необходимые инвестиции капитала | · В отрасль | · В фирму | |
1.7 | Барьеры, созданные конкурентами | · для в отрасль | · для предприятия | |
1.8 | Важнейшие изменения в | · Конкурирую-щей среде | · Действиях предприятия | |
2. | Реализации товаров | |||
2.1 | Общие экономические условия в: | · Отрасли | · Фирме | |
2.2 | Стратегии маркетинга | · Отрасли | · Фирмы | |
2.3 | Особые сферы экономики, влияющие на сбыт | · Отрасли | · Фирмы | |
3. | Структура издержек (затрат) |
3.1 | Элементы себестоимости (переменных затрат) | · Отрасли | · Фирмы | |
3.2 | Необходимые издержки (фиксированные затраты) | · Отрасли | · Фирмы | |
3.3 | Соотношение фиксированных и переменных затрат в общей сумме себестоимости: | · Отрасли | · Фирмы | |
3.4 | Влияние уровня цен на издержки | · Отрасли | · Фирмы |
Рис. 1. Таблица (укрупненная) качественного анализа “отрасль-фирма”
· структуры издержек и других характеристик, а также необходимо определить критические параметры, существенно влияющие на будущую деятельность предприятия. Они являются теми основными предложениями, которые являются базой прогноза его развития.