Количественный анализ

На этой стадии анализа очень важны временные рамки. Наиболее важные для развития предприятия факторы, выявленные на этапе № 1, помогают определить направление исследования и установить момент будущего, когда прогноз потеряет свое значение.

Необходимо учитывать, что есть зрелые, стабильные отрасли, о которых имеется информация за десятилетие, она доступна и полезна, но одновременно некоторые отрасли существуют всего несколько месяцев, и о них фактически нельзя найти подходящую информацию. Это создает определенные трудности, связанные с установлением горизонта прогноза. Типичное предприятие находится в середине между этими крайними ситуациями. В любом случае точность прогноза уменьшается с увеличением его срока.

В этой математической области исследований имеется две цели:

1. определить, как развивалась фирма в прошлом;

2. составить прогноз на будущее, используя информацию, и сформулировать на ее основе предложения.

Историческое исследование.

Как минимум, при исследовании требуется иметь информацию, необходимую для того, чтобы количественно определить отраслевые показатели:

· роста реализации;

· способности использовать активы;

· прибыльности;

· дохода на капитал;

· ликвидности;

· структуры капитала;

и политику выплаты дивидендов.

Эта информация служит двум целям, а именно:

1. проверки предположений, сделанных на этапе № 1;

2. представления анализа состояния отрасли в цифровом виде.

Следующая стадия - проведение такого же анализа применительно предприятия.

Учитывая, что отдельные предприятия не всегда публикуют свои данные, например, как темпы роста объема реализации, то в этом случае используется процентный анализ для подтверждения некоторых цифр. В этом случае может использоваться метод:

· горизонтальный;

· вертикальный

и, соответственно, их совокупность.

Так же, как и в случае отрасли, применительно к предприятию требуется определить:

· темпы роста объема реализации товара (продукции);

· способность использовать активы;

· доход на капитал;

· ликвидность;

· структуру капитала;

· дивидендную политику.

Особенно тщательно анализируется структура издержек (затрат) предприятия.

Полученные, после выполнения двух этапов: количественного и качественного анализов, два набора цифр сравниваются для выяснения:

· можно ли данные предприятия сопоставлять с отраслевыми факторами или между ними существуют значительные различия?

При проведении этих сравнений учитываются такие качественные характеристики, как:

· срок деятельности предприятия;

· структура управления им, что помогает заметить различия. На основании указанного сравнения делаются выводы, необходимые для прогнозирования будущего предприятия.

Прогноз финансовых показателей.

На стадии прогноза финансовых показателей менеджер, ответственный за подготовку и обоснование финансовых показателей, при этом хорошо знающий предприятие и отрасль, соединяет качественные характеристики с соответствующими цифровыми значениями. Обязательно при этом должны быть сделаны оценки факторов, влияющих на деятельность предприятия.

Например, если уровень продаж предприятия неразрывно связан с общим состоянием экономики, то менеджер делает прогноз развития экономики в целом. Возможно, что может потребоваться прогноз и других значительных факторов.

Примечание.

1. На этой стадии прогнозирования менеджер проверяет только свои предложения, поэтому ему не требуется достижения большой точности цифровых показателей.

2. При неопределенности предположений, менеджер может компенсировать ее, делая при этом наиболее осторожные оценки.

Наиболее распространенный метод - прогнозировать значение показателей. непосредственно используя темпы роста в %.

Принято первым рассматривать темпы роста реализации продукции. Исходя из объемов реализации продукции и используя вертикальные соотношения, строят отчет о доходах. С учетом данных о реализации и процентных соотношений в предполагаемой структуре издержек прогнозируется отчет о доходах.(См. табл. 2).

Если тенденции прошлого состояния фирмы вырисовываются не явно, то есть воздействия, связанные с каждым отдельным годом, не дают однозначной картины, то для определения процентных соотношений могут быть непосредственно использованы:

· средние значения;

· среднеквадратичные отклонения;

· другие статистические показатели.

Примечание.

Необходимо помнить, что наиболее важные позиции прогноза являются не более чем профессиональными предположениями менеджера.

Прогноз баланса, как правило, составляется после прогноза отчета о доходах, так как рост нераспределенных доходов (результат прогноза доходов) необходимо включить в баланс. Баланс прогнозируется с использованием тех же методов процентного анализа, что и отчет о доходах.


Отчет о доходах

Таблица 2

    Предполагаемая доля в % от суммы реализации Данные за 1984г. т.руб. (факт.) Прогноз на
        1985г 1986г 1987г 1988г  
  Реализация (рост - 10%)              
  Себестоимость реализованной продукции                          
  Валовая прибыль              
  Производственные расходы              
  Расходы на выплату процента              
  Доходы до уплаты налогов              
  Налоги (предположительно 40%)                        
  Чистые доходы              

Источник: Р. Холт Основы финансового менеджмента. - М.; “Дело”, 1993г.


Менеджер постулирует определенные соотношения между величиной актива и объемом заемных средств, соединяя это с возможными изменениями акционерного капитала, которые следует из его же прогноза состояния чистого дохода, дивидендов и инвестирования. Таким образом, делается заключение о политике фирмы в использовании:

· оборотного капитала;

· резервов денежных средств;

· капитальных расходов и структуры долговых обязательств.

Полезным методом в прогнозировании баланса является использование метода “пробки” [16]. Этот прием используется для достижения основного финансового равенства:

Активы = обязательства + Акционерный капитал (3.1.)

(См. табл. 2 Баланс, с использованием метода “пробки” [15]).

Баланс и отчет о доходах - два вида документов, которые чаще других становятся объектами прогнозирования. Другие документы, если требуются могут быть получены из них. В дополнение к финансовой документации, менеджеры часто прогнозируют потоки денежных средств. При прогнозировании “кассового бюджета”, используются методы прогноза баланса и отчета о доходах. Для этого прогноза требуется подробная информация о:

· политике использования оборотного капитала;

· планируемых приобретениях;

· производственном цикле и схемах сезонных продаж.

Кассовый бюджет обычно прогнозируется на месяц, гораздо реже - на год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: