Методика анализа дебиторской задолженности

Для того чтобы правильно оценивать все тенденции, касающиеся дебитор­ской задолженности, каждый финансовый менеджер должен уметь анализировать систему показателей, связанную с дебиторской задолженностью. Прежде всего это величина срока оборачиваемости дебиторской задолженности (). Если этот коэффициент снизился по сравнению с прошлым периодом, то значит, компания сократила объем продаж в кредит.

Также следует внимательно следить за периодом погашения дебиторской задолженности. Ведь чем продолжительней период погашения дебиторской задолженности, тем выше риск ее непогашения (подробнее эта взаимосвязь будет рассмотрена ниже).

Кроме приведенных показателей следует рассчитать (таблица 26):

Одной из основных проблем, связанных с дебиторской задолженностью, является проблема ее ликвидности.

Ликвидность — способность какого-либо актива превращаться в денежные средства без значительной потери в цене. Для того чтобы дебиторская задолженность была наиболее ликвидна, она должна иметь оптимальный объем (общую величину товарного кредита, допустимую для ком­пании), строго соблюдаемые сроки оборачиваемости и быть «качественной» (иметь минимальные риски невозврата средств).

Таблица 26

1.долю дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (164) где средняя величина дебиторской задолженности за период, руб.; средняя величина оборотных средств, руб.   Чем ниже этот показатель, тем мобильнее структура имущества компании и тем выше финансовая устойчивость;
2.величину сомнительной ДЗ в общем объеме ДЗ (165) где средняя величина сомнительной дебиторской задолженности, руб.   характеризует «качество» ДЗ, a его рост свидетельствует о снижении ликвидности компании, о повышении рисков.  

Сама кредитная политика тесно связана с маркетинговой политикой компа­нии и также нацелена на увеличение объема продаж. По своей сути кредитная политика может быть:

- консервативной;

- умеренной;

- агрессивной.

Кредитная политика консервативного типа направлена на минимизацию возможных рисков, возникающих при продажах на условиях отсрочки платежа, и устанавливает жесткие правила и процедуры при продажах в кредит, а также минимальные сроки отсрочки платежа. Компания, имеющая кредитную политику такого типа, является весьма ликвидной, но в этом случае могут появиться проблемы иного рода: сужение круга потенциальных покупателей и, как след­ствие, уменьшение (или отсутствие заметного роста) объема продаж.

Кредитная политика умеренного типа характеризуется взвешенным подхо­дом к продажам в кредит. При этом учитываются возможные финансовые риски и проводится тщательный анализ клиентов, с тем чтобы в погоне за общей ликвидностью не потерять потенциальных клиентов, отпугнув их слишком жес­ткими условиями. Кредитная политика такого типа является наиболее целесооб­разной и экономически эффективной.

Агрессивная кредитная политика предлагает мягкие условия предоставления клиентам товарных кредитов (большие сроки, отсутствие пеней за просрочку и т.д.), при этом анализ финансового состояния клиентов может быть поверхнос­тным или отсутствовать вообще. Такая политика весьма полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании. Чтобы каким-то образом уменьшить свои финансовые потери, которые могут возникнуть вследствие такой кредитной политики, компания вынуждена пойти на некоторое повышение цены на свои товары или услуги (заложить свои риски в цену), хотя такое повышение цены, в свою очередь, может уменьшить конкурентные преимущества компании.

Основными целями кредитной политики являются:

- повышение конкурентоспособности положения компании на рынке за счет предоставления наиболее интересных условий товарного кредитования;

- увеличение объемов продаж при минимизации дебиторской задолжен­ности.

В этой связи управление дебиторской задолженностью осуществляется через механизм кредитной политики, которая входит в общую систему управления оборотными средствами компании.

При разработке кредитной политики следует обязательно учитывать не толь­ко обычаи делового оборота, сложившиеся на данном рынке, но и финансовое состояние самой компании, предоставляющей своим контрагентам товарные кредиты (излишек/нехватка оборотных средств, возможности привлечения до­полнительного финансирования и т.д.), а также особенности покупателей (например, преобладание в составе покупателей крупных сетевых операторов, кото­рые работают только на условиях отсрочки платежа практически со всеми своими поставщиками).

Кредитная политика компании реализуется на практике через соответствующий механизм, в состав которого входят следующие элементы (рис.19).

Кредитная политика оформляется в виде Положения о дебиторской задолженности и утверждается руководством компании, причем контроль за исполнением данного положения возлагается на сотрудников финансового отдела: финансового менеджера или финансового контролера.

Следует, однако, помнить, что любая, даже самая идеальная, кредитная политика не может быть статичным документом, принятым один раз и на долгие годы. Она должна изменяться с учетом изменяющейся экономической ситуации в стране.

Оптимальная сумма торгового кредита должна быть такой, чтобы увеличение денежных потоков от роста объемов продаж в точности равнялось увеличению издержек от роста инвестиций в счета к получению.

Найти компромисс на вопрос, предоставлять или не предоставлять кредит, довольно просто, но трудно количественно рассчитать. Таким образом, мы можем только описать оптимальную кредитную политику.

Вынужденные издержки, связанные с предоставлением кредита, выступают в трех формах:

1. Требуемая отдача кредиторской задолженности.

2. Потери от безнадежных долгов.

3. Издержки, связанные с организацией и обслуживанием кредита.

Таблица 27

1. Расходы на финансирование возникают потому, что в случае предоставления клиентам коммерческих кредитов, компания финансирует данные кредиты или за счет собственных средств, которые могли бы быть реинвестированы в товары или производство, или за счет привлеченных (заемных) средств.  
2. Расходы на управление складываются из затрат на содержание дополнительного персонала, который занимается ведением клиентских счетов, необходимостью приобретения дополнительной оргтехники, программного обеспечения и т.д.  
3. Расходы, возникающие при несвоевременной оплате счетов, состоят и из накладных расходов (заказные письма покупателям, просрочившим платеж; расходы на телефонные переговоры и т.д.), финансовых потерь при продаже дебитор­ской задолженности третьему лицу и из расходов, непосредственно связанных с возможным судебным делом: оплата услуг адвокатов и юристов, судебные по­шлины.

Все три упомянутых вида издержек возрастут в случае смягчения политики кредитования, проводимой компанией.

Если компания практикует жесткую политику кредитования, то все упомянутые издержки будут значительно ниже. В этом случае у компании будет «нехватка» кредитования, вследствие чего возникнут издержки упущенных возможностей. Издержки упущенных возможностей представляют из себя упущенную дополнительную прибыль от продаж в кредит, если кредиты покупателям не предоставляются. Эта дополнительная прибыль возникает из двух источников:

1. роста объемов продаж;

2. более высокой продажной цены.

Эти издержки снижаются, если компания проводит более либеральную политику кредитования покупателей.

Сумма вынужденных издержек и издержек упущенных возможностей отдельно взятой политики кредитования называется кривой суммарных издержек кредитования (рис.20).

Кривая издержек кредитования – графическое изображение суммы вынужденных издержек кредитования и издержек упущенных возможностей для отдельно взятой кредитной политики.

Как показано на рис. 20, существует точка, где суммарные издержки минимальны. Эта точка соответствует оптимальному объему торгового кредитования и, соответственно, оптимальному объему инвестиций в дебиторскую задолженность.

Если компания предоставляет кредитов больше, чем этот минимум, то дополнительные денежные потоки от новых клиентов не будут покрывать вынужденные издержки от инвестиций в дебиторскую задолженность. Если же объем дебиторской задолженности ниже, чем этот уровень, то компания не использует полностью потенциальные возможности доходности рынка.

В целом, издержки и прибыли от предоставления торгового кредита будут зависеть от характеристики отдельных компаний и отраслей. При прочих равных условия более вероятно, что компании с избыточными производственными мощностями, низкими переменными операционными издержками и постоянной клиентурой будут более либеральны в предоставлении кредитов, чем другие компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: